Марина: Бог создал человека совершенно святым
и счастливым, и земля, сотворенная рукой Творца, была прекрасна; на ней не было
заметно ни следов тления, ни тени проклятия. Нарушение Божьего закона – закона
любви – вот, что принесло в мир страдания и смерть (из книги «Путь ко Христу»).
«Наша
жизнь – это священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься,
позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы
ударим топором, ждем – побежит
бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная горячая кровь… Как все
это сложно и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в
приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и
тайны»,- писал В.В.Вересаев.
Русская
классика – это проповедь Человечности, Добра и Поиски путей, ведущих к нему.
Русская
литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей
национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к
яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и
вознести до небес. Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют
размышлять, воспитывают самостоятельность суждений.
В
общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда
бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом,
духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой
зависит будущее страны. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы,
учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
А.де
С-Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит: «Вот мой секрет, он очень прост:
зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова являются
тем критерием в моей работе, который помогает пробуждать в детских душах жажду
познания, стремление к самосовершенствованию. «Пусть дитя шалит и проказит, -
говорил В.Г.Белинский,- лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не
носили на себе отпечатков физического и нравственного цинизма».
А как направить
детей по пути нравственного совершенства? Как научить их видеть и
слышать сердцем? Как помочь расставить верные акценты в жизненных ориентирах?
Безусловно,
духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся
система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа
способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Нравственно-эстетический
потенциал древнерусской культуры и русской классической литературы очень высок,
степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина
нравственной проблематики неисчерпаема.
Лена: В современном мире во главу угла ставится
успешность,- а путь к ней лежит, прежде всего, через интеллект. Многие школьные
предметы именно его и развивают. Литература – единственный предмет, который
касается человеческой души, он всегда воспринимался как средство воспитания. А
сейчас, когда педагог в качестве помощников в этом деле не может привлечь ни
телевидение, ни радио, ни другие СМИ, литература остается чуть ли не
единственным инструментом, с помощью которого можно влиять на душу ребенка.
Результаты
работы по формированию нравственной личности трудно оценить, ведь
нравственность – категория, не поддающаяся измерению. Подчас результат работы
педагога можно увидеть лишь годы спустя. Но работа эта необходима, как и поиск
новых ее форм.
Известно, что прямое нравоучение не вызовет
ничего, кроме раздражения или даже отторжения, а грамотно подобранные
литературные произведения и интересные формы работы с ними заставят ребят
задуматься над важными вопросами.
Лаборатория
использует следующие формы работы в этом направлении:
ü
Знакомство
с жизнью писателей, в том числе с их дневниковыми записями, являющимися яркой
иллюстрацией высокодуховной жизни русской интеллигенции;
ü
Анализ
художественных произведений нравственной тематики, затрагивающих
основополагающие принципы жизни человека;
ü
Создание
презентаций, отражающих восприятие художественного произведения;
ü
Участие
в поэтических конкурсах на различных уровнях;
ü
Знакомство
с произведениями «редких» жанров
нравственно-философской направленности (например, притчами);
ü
Создание
собственных поэтических и прозаических произведений, отражающих взгляд ребенка
на окружающий мир и их публикации в различных сборниках;
ü
Разработка сценариев и постановка спектаклей
для учащихся младших классов.
Все мы знаем, что
стихотворения Ф.И.Тютчева подчас сложны для понимания ученика, поэтому
творчество поэта изучается в основном в 10 классе. Занятия
творческой лаборатории «Овладение тайнами словесного мастерства» дают
возможность познакомить учащихся с творчеством классика раньше, так как его
стихотворения при особом изучении не смогут оставить ребят равнодушными. Вот
одно из них:
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые –
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
1849
Это
стихотворение написано более 150 лет назад, но время не коснулось его: не
устарели слова, не потеряли своей яркости мысли и чувства, живущие в них.
Ребятам
предлагается найти ключевое слово стихотворения, которое задает и тему, и
настроение: оно ведет нас в область глубоких человеческих переживаний
(«слёзы»).
Учащиеся пытаются ответить на вопросы:
-
Что
является средством создания ощущения нарастания напряжения, волнения? (повтор
словосочетания «слезы людские» и междометия «о»)
-
Какая
роль отведена единственному в стихотворении глаголу – «льетесь»? (он не только
обозначает действие; его пятикратное повторение создает почти физическое
ощущение безудержного плача)
-
Какая
роль отведена эпитетам? Каким приемом они объединены? (за каждым эпитетом
вечные вопросы: почему? зачем? Они затрагивают не только нашу мысль, но и
чувства, жизнь сердца, заставляют искать ответы на эти вопросы)
Поэт ничего не советует
читателю, не поучает. И такая сдержанность сильнее всяких слов, именно она
помогает услышать стук сердца и почувствовать нестерпимую боль души.
Такие стихотворения
помогают заострить внимание на важных вопросах современности и вызвать ребят на
откровенный разговор.
Но есть жанр литературы,
который практически не представлен в школьной программе – это притча,
философское осмысление нравственных основ нашей жизни. Творческая лаборатория
«Овладение тайнами словесного мастерства» дает возможность не только познакомиться
с притчами, но и попробовать силы в
создании собственных произведений.
Для изучения этого жанра
разумно познакомить ребят со стихотворной притчей А.К.Толстого «Правда». Эта
притча представлена вашему вниманию. Суть ее в следующем: семь братьев отправляются
на поиски правды, встречают ее, подъезжают к ней с семи сторон, а вернувшись на
родину, «всяк рассказывает правду по-своему».
Притча о
разном понимании правды. Что такое истина? Почему люди заблуждаются? Почему они
не понимают друг друга? Над этими загадками задумывается А.К.Толстой, а вслед
за автором и ребята ищут ответы на сложные вопросы.
Участники
лаборатории обращают внимание на вопрос, которым задаются братья: «Какова она,
правда, на свете живет?» Но ни один из них в своих поисках не увидел всей
правды, каждый разглядел лишь одно из бесчисленных ее проявлений, лишь ее
часть, одну сторону, приняв ее за всю истину. И каждый из братьев убежден в
своей правоте.
Разбирая
композицию притчи, ребята приходят к выводу, что развязки в притче нет. Бесплодная битва ничем
не кончается, она продолжается до сих пор («И доселе их внуки рубятся»). И учащиеся понимают, что это не сказка о
«добрых молодцах», это – притча о нас.
Это мы порой бессмысленно рубимся, принимая знакомую нам часть правды за
полноту истины. Какой же выход из этого противостояния? Его подсказывает нам
автор в последней строке: «притча сказана людям добрым в разумение».
Анализируя
притчи, ребята предпринимают попытки создать собственные притчи. Примером такой
работы может служить детская притча «Стакан жизни», написанная семиклассниками
в рамках творческой лаборатории (чтение притчи до последнего абзаца). Как вы думаете, как
закончил притчу автор?
Марина: Когда мы говорим о нравственности,
то имеем ввиду, что мораль должна быть посредницей между совестью и умом.
Нравственность должна основываться на стремлении человека к
самосовершенствованию. Альберт Эйнштейн в книге «Стремление к нравственности»
писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него
зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только
нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».
О
работе с мемуарной литературой на занятиях в творческой лаборатории хочется
сказать особо. Анализируя дневниковые записи Л.Н.Толстого периода 1847 – 1849
годов, ребята пришли к выводу, что писатель вступал в отчаянный поединок с
собственными недостатками за обретение высокого нравственного идеала: делать
добро и жить ради счастья других людей. Для достижения этих целей Л.Н.Толстой записывает особые правила
исправления, которые можно соотнести с канонами Библии:
1848 год
1. Исполняй все
то, что ты определил быть исполнену.
2. Целью каждого
поступка должно быть счастье ближнего.
3. Довольствоваться
настоящим.
4. Искать
случаев делать добро...
5. Бойся
праздности и беспорядка…
6. Бойся лжи и
тщеславия…
7. Запоминать и
записывать все полезные сведения и мысли…
8. Не верить
мыслям, родившимся в споре…
9. Не повторять
чужих мыслей…
В руках у учителя литературы — самое богатое
наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные
страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий,
надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас -
ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной... "Духовность – это
соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то
был создан человек и во имя чего определились его пути», - утверждал В.Распутин.
И с этими словами нельзя не согласиться. А свое отношение к поднятой проблеме я
отразила в стихотворении.
Что Истина, и в чем ее истоки –
Тот спор ведется с древних лет.
Как в час тревог и в век жестокий
Нам сохранить святой обет?
Ведь свыше всем Талант дарован,
Чтоб мир наш хрупкий сохранить,
И путь проложен, уготован:
Добра и света вьется нить.
С рожденья каждый в мире ангел
С душою чистой, с блеском глаз.
Пусть теплится в душе ребенка
Восторженность любви сейчас.
Пусть паруса мечта расправит,
Даруя творчества полет,
И в гавань разума направит.
Пусть сердце доброе зовет
Идти дорогой созиданья,
Стремясь подняться над собой,
И каждый атом мирозданья
Наполнив нежной красотой.
Но этот миг взросленья
детства
Никак нельзя нам упустить,
И словно бабочку с ладоней
В жизнь надо мудро отпустить.
|