Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 27.11.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Урок после урока

Выступление на региональной конференции «НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО РАЗУМ СЕРДЦА»
[ Скачать с сервера (246.1 Kb) ] 05.08.2013, 23:34

Марина:          Бог создал человека совершенно святым и счастливым, и земля, сотворенная рукой Творца, была прекрасна; на ней не было заметно ни следов тления, ни тени проклятия. Нарушение Божьего закона – закона любви – вот, что принесло в мир страдания и смерть (из книги «Путь ко Христу»).

            «Наша жизнь – это священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим  топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная горячая кровь… Как все это сложно и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны»,- писал В.В.Вересаев.

            Русская классика – это проповедь Человечности, Добра и Поиски путей, ведущих к нему.


            Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений.

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть  построена на тех же принципах.

А.де С-Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорит: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эти слова являются тем критерием в моей работе, который помогает пробуждать в детских душах жажду познания, стремление к самосовершенствованию. «Пусть дитя шалит и проказит, - говорил В.Г.Белинский,- лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатков физического и нравственного цинизма».

А как  направить  детей по пути нравственного совершенства? Как научить их видеть и слышать сердцем? Как помочь расставить верные акценты в жизненных ориентирах?

Безусловно, духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся.

Нравственно-эстетический потенциал древнерусской культуры и русской классической литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

Лена:  В современном мире во главу угла ставится успешность,- а путь к ней лежит, прежде всего, через интеллект. Многие школьные предметы именно его и развивают. Литература – единственный предмет, который касается человеческой души, он всегда воспринимался как средство воспитания. А сейчас, когда педагог в качестве помощников в этом деле не может привлечь ни телевидение, ни радио, ни другие СМИ, литература остается чуть ли не единственным инструментом, с помощью которого можно влиять на душу ребенка.


            Результаты работы по формированию нравственной личности трудно оценить, ведь нравственность – категория, не поддающаяся измерению. Подчас результат работы педагога можно увидеть лишь годы спустя. Но работа эта необходима, как и поиск новых ее форм.

            Известно, что прямое нравоучение не вызовет ничего, кроме раздражения или даже отторжения, а грамотно подобранные литературные произведения и интересные формы работы с ними заставят ребят задуматься над важными вопросами.

            Лаборатория использует следующие формы работы в этом направлении:

ü Знакомство с жизнью писателей, в том числе с их дневниковыми записями, являющимися яркой иллюстрацией высокодуховной жизни русской интеллигенции;

ü Анализ художественных произведений нравственной тематики, затрагивающих основополагающие принципы жизни человека;

ü Создание презентаций, отражающих восприятие художественного произведения;

ü Участие в поэтических конкурсах на различных уровнях;

ü Знакомство с произведениями  «редких» жанров нравственно-философской направленности (например, притчами);

ü Создание собственных поэтических и прозаических произведений, отражающих взгляд ребенка на  окружающий мир и их публикации  в различных сборниках;

ü  Разработка сценариев и постановка спектаклей для учащихся младших классов.

 Все мы знаем, что стихотворения Ф.И.Тютчева подчас сложны для понимания ученика, поэтому творчество поэта изучается в основном в 10 классе.    Занятия   творческой лаборатории «Овладение тайнами словесного мастерства» дают возможность познакомить учащихся с творчеством классика раньше, так как его стихотворения при особом изучении не смогут оставить ребят равнодушными. Вот одно из них:

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые –

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

                                                  1849

            Это стихотворение написано более 150 лет назад, но время не коснулось его: не устарели слова, не потеряли своей яркости мысли и чувства, живущие в них.

            Ребятам предлагается найти ключевое слово стихотворения, которое задает и тему, и настроение: оно ведет нас в область глубоких человеческих переживаний («слёзы»).

 

Учащиеся пытаются ответить на вопросы:

-       Что является средством создания ощущения нарастания напряжения, волнения? (повтор словосочетания «слезы людские» и междометия «о»)

-       Какая роль отведена единственному в стихотворении глаголу – «льетесь»? (он не только обозначает действие; его пятикратное повторение создает почти физическое ощущение безудержного плача)

-       Какая роль отведена эпитетам? Каким приемом они объединены? (за каждым эпитетом вечные вопросы: почему? зачем? Они затрагивают не только нашу мысль, но и чувства, жизнь сердца, заставляют искать ответы на эти вопросы)

Поэт ничего не советует читателю, не поучает. И такая сдержанность сильнее всяких слов, именно она помогает услышать стук сердца и почувствовать нестерпимую боль души.

Такие стихотворения помогают заострить внимание на важных вопросах современности и вызвать ребят на откровенный разговор.

Но есть жанр литературы, который практически не представлен в школьной программе – это притча, философское осмысление нравственных основ нашей жизни. Творческая лаборатория «Овладение тайнами словесного мастерства» дает возможность не только познакомиться с притчами, но и попробовать силы  в создании собственных произведений.

Для изучения этого жанра разумно познакомить ребят со стихотворной притчей А.К.Толстого «Правда». Эта притча представлена вашему вниманию. Суть ее в следующем: семь братьев отправляются на поиски правды, встречают ее, подъезжают к ней с семи сторон, а вернувшись на родину, «всяк рассказывает правду по-своему».

            Притча о разном понимании правды. Что такое истина? Почему люди заблуждаются? Почему они не понимают друг друга? Над этими загадками задумывается А.К.Толстой, а вслед за автором и ребята ищут ответы на сложные вопросы.

            Участники лаборатории обращают внимание на вопрос, которым задаются братья: «Какова она, правда, на свете живет?» Но ни один из них в своих поисках не увидел всей правды, каждый разглядел лишь одно из бесчисленных ее проявлений, лишь ее часть, одну сторону, приняв ее за всю истину. И каждый из братьев убежден в своей правоте.

            Разбирая композицию притчи, ребята приходят к выводу, что  развязки в притче нет. Бесплодная битва ничем не кончается, она продолжается до сих пор («И доселе их внуки рубятся»). И  учащиеся понимают, что это не сказка о «добрых молодцах», это – притча о нас.  Это мы порой бессмысленно рубимся, принимая знакомую нам часть правды за полноту истины. Какой же выход из этого противостояния? Его подсказывает нам автор в последней строке: «притча сказана людям добрым в разумение».

            Анализируя притчи, ребята предпринимают попытки создать собственные притчи. Примером такой работы может служить детская притча «Стакан жизни», написанная семиклассниками в рамках творческой лаборатории (чтение притчи до  последнего абзаца). Как вы думаете, как закончил притчу автор?

Марина: Когда мы говорим о нравственности, то имеем ввиду, что мораль   должна быть посредницей между совестью и умом. Нравственность должна основываться на стремлении человека к самосовершенствованию. Альберт Эйнштейн в книге «Стремление к нравственности» писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».  

            О работе с мемуарной литературой на занятиях в творческой лаборатории хочется сказать особо. Анализируя дневниковые записи Л.Н.Толстого периода 1847 – 1849 годов, ребята пришли к выводу, что писатель вступал в отчаянный поединок с собственными недостатками за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей. Для достижения этих целей  Л.Н.Толстой записывает особые правила исправления, которые можно соотнести с канонами Библии:


1848 год

1.    Исполняй все то, что ты определил быть исполнену.

2.    Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

3.    Довольствоваться настоящим.

4.    Искать случаев делать добро...

5.    Бойся праздности и беспорядка…

6.    Бойся лжи и тщеславия…

7.    Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли…

8.    Не верить мыслям, родившимся в споре…

9.    Не повторять чужих мыслей…

В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной... "Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути», -  утверждал   В.Распутин. И с этими словами нельзя не согласиться. А свое отношение к поднятой проблеме я отразила в стихотворении.

 

Что Истина, и в чем ее истоки –

Тот спор ведется с древних лет.

Как в час тревог и в век жестокий

Нам сохранить святой обет?

Ведь свыше всем Талант дарован,

Чтоб мир наш хрупкий сохранить,

И путь проложен, уготован:

Добра и света вьется нить.

 

С рожденья каждый в мире ангел

С душою чистой, с блеском глаз.

Пусть теплится в душе ребенка

Восторженность любви сейчас.

Пусть паруса мечта расправит,

Даруя творчества полет,

И в гавань разума направит.

Пусть сердце доброе зовет

Идти  дорогой созиданья,

Стремясь подняться над собой,

И каждый атом мирозданья

Наполнив нежной красотой.

 

Но  этот миг взросленья детства

Никак нельзя нам упустить,

И словно бабочку с ладоней

В жизнь надо мудро отпустить.



 

Категория: Урок после урока | Добавил: маргаритка
Просмотров: 1120 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |