Примечательно,
что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в
самореализации. Весьма эффективными и интересными для подростков являются
задания, в которых звучат эти слова: «Я», «Мое». Книга является продуктом
гуманитарного проектирования учащихся. Дети самостоятельно искали,
интерпретировали и дописывали известные и малоизвестные в нашей культуре
притчи, придумывали, то есть пытались стать соавторами, авторами. В
гуманитарно-ориентированных образовательных практиках «соавторство» в своей
основе предполагает следующую аксиому: нет, и не может быть, одного единственно
правильного понимания смысла и стиля жизни, а соответственно и прочтения, и
интерпретации культурных текстов. А, стало быть, и подлинное гуманитарное образование предполагает не механическое
заучивание и воспроизведение «правильных» трактовок и мнений, а интерпретацию
культурного текста для развития собственной версии.
Именно при
таком подходе учащийся, во-первых, может заинтересованно и глубоко войти в
«толщу культурных контекстов», во-вторых, сохраняя понимание культурных норм и
знаков, оставаться ответственным и самостоятельно думающим субъектом.
Гуманитарный проект включает в себя:
1) анализ культурной нормы с
разных ценностных, предметно-прагматических и интеллектуально-логических
позиций;
2) моделирование альтернативных
вариантов;
3) рефлексию проделанной работы;
4) понимание
смысла и осознанное принятие анализируемой культурной нормы в собственной
интерпретации.
Таким образом, гуманитарный
проект направлен на установление конкретного способа связи между внутренним
миром конкретного человека и духовной культурой всего человечества. В
результате у самого ученика появляются осознанные ценности, личностная позиция,
понимание смысла и убежденность в том, что человеческий мир имеет надежное
основание.
1 этап. Актуализация
деятельности.
2 этап. Идеализация.
3 этап. Проблематизация
деятельности.
4 этап. Интерпретация. Порождение
новой идеи. Позиция креативщика.
5 этап. Организация системы
деятельности. Позиция организатора.
6 этап. Реализация. Позиция
исполнителя. 7 этап. Институциализация. Фиксация
полученных результатов в том числе и для для внешнего пользователя. Позиция
оформителя. 8 этап. Трансляция. Позиция
оратора.

|