"Слово
о Законе и Благодати" митрополита Иллариона.
Россия
начиналась не с меча…
Э.Асадов
В начале было Слово…
Новый Завет от Иоанна.1.1.
Знаменитый русский писатель И.А.Бунин
в одном из своих стихотворений писал:
Молчат
гробницы, мумии и кости,-
Лишь
слову жизнь дана:
Из древней
тьмы, на мировом погосте,
Звучат
лишь Письмена…
Как научиться искусству чтения? Как
проникнуть в тайны человеческого характера, взаимоотношений между людьми? Как
понять смысл и суть не только современных произведений, но и текстов глубокой
древности? Эти вопросы я часто задавала себе, беря в руки очередную книгу.
Я пришла к выводу, что подлинное
постижение литературы – это путь эмоциональных переживаний и нравственных
прозрений. Лучше понимать литературное произведение, глубже вникать в его суть
мне помогли занятия в экспериментальной
площадке «Овладение тайнами словесного мастерства».
Я убеждена, что духовные истоки
нашей литературы лежат в глубокой древности. Известно,
что русская литература возникла еще в X в. Принятие христианства в Русском
государстве в 988 г.
потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских
книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам
местной, русской церкви. В этом
отношении исключительное значение имеет летопись митрополита Иллариона "Слово
о Законе и Благодати", с которым я недавно познакомилась на уроках
литературы. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси.
Меня заинтересовало не только само
произведение, но мне захотелось
подробнее узнать об авторе «Слова». Я обратилась к Большой Советской энциклопедии. Прочитав
статью, я узнала, что Иларион Киевский, митрополит (11 в.),
русский православный богослов и церковный деятель. Сведений о его жизни
сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был
священником княжеской церкви в с. Берестово (близ Киева) и что в 1051 году по
желанию князя Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым
русским, получившим этот сан, причем без согласия византийского патриарха.
Летописец отмечает, что Илларион был "муж благ, книжен и постник".
Митрополит принимал активное участие в просветительской и государственной
деятельности князя Ярослава. После смерти князя (1054 год) имя Иллариона больше
не встречается, а в 1055 году в Киев
прибыл новый митрополит, на сей раз грек.
Изучая литературоведческие труды
И.Н.Жданова, Н.Н.Розова, я сделала для себя вывод, что в богословском по
содержанию сочинении Илариона «Слово о Законе и Благодати» имеется мысль о
равенстве народов, высоко оцениваются деяния князей, прославивших русскую землю
в других странах. Своё "Слово" Иларион закончил молитвой за русскую
землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощен
чужеземцами. Илларион попытался наметить концепцию всемирной истории, согласно
которой христианство с момента своего возникновения постепенно распространяется
на все народы, в том числе и на русский. В "Слове" выражены идеи
князя Ярослава Мудрого, отстаивавшего церковную независимость Киевского
государства от Византии.
Тема
"Слова" — тема равноправности народов, резко противостоящая
средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской
империи или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением
Бог "все народы спас", прославляет русский народ среди народов всего
мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на "богоизбранничество"
только одного народа.
Точность
и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии "Слова":
"О законе Моисеом данеем, и о благодети и истине Иисус Христом бывший, и
како закон отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы
простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему
Влодимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа".
Основная
тема "Слова" — прославление Русской земли, отношение автора к
временам правления Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из
предшествующей, повествуя о судьбах
русского народа.
Опираясь
на труды А.Ф.Замалеева, я проанализировала, что первая часть произведения
касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса
взаимоотношения двух заветов: Ветхого — "закона" и Нового —
"благодати". Иларион создает собственную патриотическую концепцию
всемирной истории. Эта концепция по-своему замечательна и дает ему возможность
осмыслить историческую миссию Русской земли. Он
нигде не упускает из виду основной своей цели: перейти к прославлению Русской земли и ее
"просветителя" Владимира. Илларион
настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства Нового
завета ("благодати") сравнительно с национальной ограниченностью
Ветхого завета ("закона"). Подзаконное состояние при Ветхом завете
сопровождалось рабством, а "благодать" (Новый завет) — свободой.
Закон сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом, благодать — с
солнечным сиянием, теплотой.
Особенное
значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Илларион придает
моменту национальному. Илларион приводит многочисленные доказательства того, что
время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного
приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своем
общении с Богом. Всемирная история представляется Иллариону как постепенное
распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Илларион подчеркивает, что для новой веры потребны
новые люди. "Лепо бо бе благодати и истине на новыя люди въсиати, не
въливають бо — по словеси Господню — вина новааго, учениа благодатьна, в мехы
ветхы... но ново учение, новы мехы, новы языкы (народы)"
Во
второй части «Слова» Иларион говорит
о том, что русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая
историческая миссия.
Сопоставив
все части, я сделала вывод: если первая часть "Слова" говорила о
вселенском характере христианства, а вторая часть — о русском христианстве, то
в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Есть
и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: "Похвалим же и
мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего
учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера". Митрополит Илларион
высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира. Русские князья и до
Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской,
которая ведома и слышима есть всеми концами земли. Владимир — это только
"славный от славныих", "благороден от благородныих". Подчеркивая,
что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором
соединилось "благоверие с властью", Илларион явно полемизирует с
точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения
"варварского" народа. По
выражению В. М. Истрина, это "ученый трактат в защиту Владимира".
Иларион прославляет Русь и ее "просветителя" Владимира. Следуя за
великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Илларион излагает
учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как
постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.
История
Руси и ее крещение изображены Илларионом как логическое следствие развития
мировых событий.
Первая русская летопись и "Слово"
Иллариона явились блестящим выражением того народно-патриотического подъема,
который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами
Руси. А.И.Ужанков писал, что оптимистический характер культуры этого периода
позволил даже говорить об особом характере древнерусского христианства. "Слово"
Иллариона получило широкую популярность и отразилось не только во многих
произведениях древнерусской письменности, но и в письменности славянской.
По праву имя митрополита Иллариона может
стать Лицом России, так как его произведение "Слово о Законе и
Благодати" глубоко патриотично и
актуально в наши дни, когда требуется духовное объединение людей и народов.
|