Вариант 2 Ф.И.____________________________________________________________________ ОУ______________________________________________________________________ Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В8 (1)Когда солнце растопило чёрный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запахов, во двор вышел Геня Пираплетчиков. (2)Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её как унижение. (3)У него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)Во дворе его все задирали и дразнили. (5) Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. (б)Однажды вечером бабушка горько сетовала на то, что внука всегда обижают. - (7)Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8)Я не вижу другого выхода, - отозвалась мать. (9)Вечером накануне дня рождения мать вышла во двор и сама пригласила ребят. (10)К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение. (11)Геня тоскливо оглядывал комнату. (12)Болыпе всего его смущали блестящее чёрное пианино - такого наверняка ни у кого не было - и портрет Бетховена! (13)Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ввалятся шумные, веселые и непримиримые враги... (14) Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: складывал из газеты кораблик с парусом. (15)Геня был великим мастером этого бумажного искусства. (16)Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола. (17)Мать села за пианино и заиграла «Турецкий марш», а потом Бетховена. (18)Дети заворо¬жённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (19)Это была невообразимая картина: человек двенадцать детей и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки. (20)Ужасное напряжение, в котором пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет, и никто не смеётся. (21)А потом мать предложила поиграть в фанты, но оказалось, что фантов, к сожалению, ни у кого нет. (22)У подоконника один из мальчиков крутил в руках бумажный кораблик, потом положил его на стол и сказал: - (23)Это будет мой фант. - (24)Геня, сделай девочкам фанты, - попросила мать. (25)Головки мальчишек и девчонок склонились над столом. (26)Лодка... кораблик... стакан... хлебница... рубашка... (27)Геня едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (28)Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. (29)Геня не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (ЗО)Он был ничем не хуже их. (31)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (32)Он словно впервые увидел их лица: они были совершенно не злые... (ЗЗ)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду. (34)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... (По Л. Улицкой) Людмила Евгеньевна Улицкая - современная писательница,сценарист; переводчик.
К каждому заданию А1-А4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А4 обведите кружком.
А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама решила пригласить ребят, которые обижали Геню, на его день рождения?» 1) (1) Когда солнце растопило черный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запа-хов, во двор вышел Геня Пираплетчиков. 2) (7) Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8) Я не вижу другого выхода, — отозвалась мать. 3) (75) Геня был великим мастером этого бумажного искусства. 4) (16) Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «напряжение» (предложение 20). 1) давление 2) усилие 3) старание 4) волнение
АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение. 2) Больше всего его смущали блестящее чёрное пианино — такого наверняка ни у кого не было - и портрет Бетховена! 3) Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. 4) Казалось, что мальчик совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ПОХОД все согласные глухие. 2) В слове РАЗГНЕВАННЫЙ все согласные звонкие. 3) В слове ГОЛУБЬ произносится [п']. 4) В слове ОШИБИТЬСЯ произносится звук [ с ].
А5. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правопи¬сание которой определяется наличием суффикса -А-___________________________________
А6. Из предложений 16-18 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от зна¬чения. _________________________________________________________________________________________ А7. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»___________________
В1. Замените разговорное слово «ввалятся» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним._________________________________________________ В2. Замените словосочетание «тоскливо оглядывал» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._____________________________________________________________________ В3. Выпишите грамматическую основу предложения 16. _________________________________________________________________________________________ В4. Среди предложений 16-19 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.____________________________________________________________
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.____________________________ А потом мать предложила поиграть в фанты,(1) но оказалось,(2) что фантов,(3) к сожа¬лению, ни у кого нет.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой._______
В7. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите циф¬ру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. ____________________________________________________________________________ Геня сидел у подоконника,(1) спиной к столу,(2) и старался не думать о том,(3) как сейчас в его дом ввалятся шумные, (4) веселые и непримиримые враги.
В8. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, в состав которого входят однород¬ные придаточные. Напишите номер этого предложения._____________________________________
2 вариант
№ задания Ответ А1 2 А2 4 А3 3 А4 4 А5 задирали А6 пришли А7 заложен
В1 ворвутся, вторгнутся, войдут, вступят В2 с тоской оглядывал; оглядывал с тоской В3 ребята пришли и расселись; ребята пришли, расселись В4 18,19; 19,18 В5 3,4; 4,3 В6 2 В7 3 В8 1
|