Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 18.07.2025, 06:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Такие разные уроки

Урок-конференция по творчеству А.Платонова. Рассказ Юшка
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 03.08.2013, 21:09
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный урок является опережающим. В 6 классе ученики знакомятся с творчеством А.П.Платонова по произведению «В прекрасном и яростном мире». Данный урок-конференция преследует углубление учащихся в художественный мир писателя, расширяет их аналитическое восприятие особенностей стиля автора, помогает затронуть нравственные темы, позволяет ребятам взглянуть на себя со стороны.
Готовясь к данному уроку, определила следующие цели:
1. познавательная: познакомить учащихся с особенностями творчества А.Платонова;
2.   развивающая: обучать приемам устного словесного описания, развивать образное восприятие художественного мира, умение работать с опорным конспектом, формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; провести параллель между поэзией  и прозой, дать понятие реминисценции;
3.    воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям, развивать нравственные качества личности: доброту, милосердие, сострадание.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, навыков и умений.
Форма урока: урок – конференция.
Методы обучения: фронтальная форма познавательной деятельности с решением вопроса – проблемы, объяснительно – иллюстративный, аналитический.
Оборудование урока: выставка – библиотека по произведениям А.П.Платонова, портрет писателя, схема – план «Художественный мир А.Платонова», высказывания о сострадании, милосердии, иллюстративный материал по произведениям писателя.
Девиз урока: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». А.де С-Экзюпери.

Урок выстраивался согласно с  психолого–возрастными особенностями школьников. 










                                   СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный этап.
Цель: психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию, обратить внимание ребят на девиз урока, на оформление класса, настроить школьников на  творческую работу.
2.  Открытие конференции.
Цель:  познакомить участников конференции со словесным портретом  А.Платонова, раскрыть особенности не только художественного мира писателя, но и его личностного отношения к миру.
«Библиограф», ученик 6 класса, рассказал о судьбе и творчестве писателя, познакомил участников конференции с документами и фотоматериалами.
3. Конференция по рассказу А.Платонова «Юшка».
* Какие чувства вызвал у вас рассказ Платонова?
* Как вы понимаете слово «сострадание»?
* Как вы думаете, на чьей стороне автор? Подтвердите свои мысли отрывками из произведения.
* Как вы понимаете слова  Юшки: «Сердце в людях бывает слепое»?
* Бывали ли у вас в жизни случаи, когда вы проявляли сострадание к людям?
* Расскажите о Юшке. Найдите в тексте, как автор описывает Юшку.
(один ученик читает выразительно отрывок из произведения наизусть)
4. Работа по схеме – плану «Художественный мир А.Платонова».









Цель: познакомить школьников с поэтикой художественного мира писателя, показать особенности построения произведений Платонова, провести анализ рассказа «Юшка», сравнить его с уже прочитанными и изученными произведениями писателя, проследить, как те микротемы, которые затрагивает писатель, отражаются в произведениях других авторов.

5.Этап усвоения новых знаний, навыков, умений, их закрепление.
Цель: дать учащимся конкретное представление об образах, которые использует А.Платонов в своем творчестве.
ДЕТИ – нравственная оценка общества, они болевой узел мира, судьба детства  трагична.
Найдите в тексте как складывались отношения между Юшкой и детьми? Как автор объясняет, что Юшка не отвечал озлобленностью детям?
(«Он верил, что дети его любят, что о нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»)

ДОМ – опора, забота. У Платонова дом может иметь две формы платоническую и физическую.
Какую форму этот образ имеет в рассказе «Юшка»? Докажите это.
(«Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась…»)

ВОЗВРАЩЕНИЕ – финал всей предыдущей жизни, начало нового жизненного этапа.
Найдите этот образ в рассказе «Юшка». Проведите параллель с произведением «В прекрасном и яростном мире». Докажите на примерах, как этот образ возникает в творчестве писателя.
(«И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.
Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему…»)

(«В обратный конец мы ехали подобным же способом…. После работы я пошел вместе с Мальцевым к нему на квартиру, и мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь»)

ВСЕОБЩЕЕ РОДСТВО – слияние человека с окружающим миром. Оно может быть прекрасным и яростным.
Найдите в тексте, как А.Платонов создает образ всеобщего родства?

(«Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом») – прекрасное.
(«Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумления оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство») – страстное.
Вспомните, какие образы, обозначенные в схеме-плане, встречаются в произведениях А.Платонова?
Прекрасный и яростный мир – в рассказе «В прекрасном и яростном мире»:
«Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»;
Образ детства, матери, отца, возвращения – в рассказе «Никита»:
«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу – на войну и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет»; «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, которые ел хлеб и пил молоко… - Это твой отец домой пришел, Никитушка, - сказала мать и утерла передником слезы с лица».

6. Этап обобщения и выводов.
Цель: обобщить тематику рассказов А.Платонова, опираясь на схему-план, определить основную мысль рассказа «Юшка».
ВЫВОД: все рассказы А.Платонова о сиротстве, о преодолении сиротства и слиянии с миром.
В чем основная авторская мысль в рассказе «Юшка»?
«Без каждого человека быть нельзя», «Мы все равны».
Чему учат рассказы А.Платонова?
(милосердию, состраданию, умению чувствовать чужую боль)

7. Этап выразительного чтения.
Цель: научить детей находить художественные произведения, объединенные одной тематикой, определять те нравственные проблемы, которые поднимают авторы, уметь доказывать, что и у поэзии, и у прозы есть свой особый поэтический язык, а у каждого автора своеобразный художественный мир.


(Ребята прочитали выразительно не только отрывки из рассказов А.Платонова, но и прочли стихотворения поэтов Н.Заболоцкого, Л.Татьяничевой, Р.Рождественского, С.Орлова и других).
8. Заключительный этап.
Цель: сделать вывод о том, что такое нравственные ценности, как должен человек стремиться к духовному совершенствованию.
Слово учителя: «ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ – ЭТО БЫТЬ, А РАЗМЫШЛЯТЬ – ЭТО ЖИТЬ». В.Шекспир
9. Объяснение домашнего задания. Написать сочинение – миниатюру «Размышлять – это жить».

Категория: Такие разные уроки | Добавил: маргаритка | Теги: конференция, литература
Просмотров: 1585 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |