ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный урок является опережающим. В 6 классе ученики знакомятся с творчеством А.П.Платонова по произведению «В прекрасном и яростном мире». Данный урок-конференция преследует углубление учащихся в художественный мир писателя, расширяет их аналитическое восприятие особенностей стиля автора, помогает затронуть нравственные темы, позволяет ребятам взглянуть на себя со стороны. Готовясь к данному уроку, определила следующие цели: 1. познавательная: познакомить учащихся с особенностями творчества А.Платонова; 2. развивающая: обучать приемам устного словесного описания, развивать образное восприятие художественного мира, умение работать с опорным конспектом, формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; провести параллель между поэзией и прозой, дать понятие реминисценции; 3. воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям, развивать нравственные качества личности: доброту, милосердие, сострадание. Тип урока: урок комплексного применения знаний, навыков и умений. Форма урока: урок – конференция. Методы обучения: фронтальная форма познавательной деятельности с решением вопроса – проблемы, объяснительно – иллюстративный, аналитический. Оборудование урока: выставка – библиотека по произведениям А.П.Платонова, портрет писателя, схема – план «Художественный мир А.Платонова», высказывания о сострадании, милосердии, иллюстративный материал по произведениям писателя. Девиз урока: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». А.де С-Экзюпери.
Урок выстраивался согласно с психолого–возрастными особенностями школьников.
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап. Цель: психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию, обратить внимание ребят на девиз урока, на оформление класса, настроить школьников на творческую работу. 2. Открытие конференции. Цель: познакомить участников конференции со словесным портретом А.Платонова, раскрыть особенности не только художественного мира писателя, но и его личностного отношения к миру. «Библиограф», ученик 6 класса, рассказал о судьбе и творчестве писателя, познакомил участников конференции с документами и фотоматериалами. 3. Конференция по рассказу А.Платонова «Юшка». * Какие чувства вызвал у вас рассказ Платонова? * Как вы понимаете слово «сострадание»? * Как вы думаете, на чьей стороне автор? Подтвердите свои мысли отрывками из произведения. * Как вы понимаете слова Юшки: «Сердце в людях бывает слепое»? * Бывали ли у вас в жизни случаи, когда вы проявляли сострадание к людям? * Расскажите о Юшке. Найдите в тексте, как автор описывает Юшку. (один ученик читает выразительно отрывок из произведения наизусть) 4. Работа по схеме – плану «Художественный мир А.Платонова».
Цель: познакомить школьников с поэтикой художественного мира писателя, показать особенности построения произведений Платонова, провести анализ рассказа «Юшка», сравнить его с уже прочитанными и изученными произведениями писателя, проследить, как те микротемы, которые затрагивает писатель, отражаются в произведениях других авторов.
5.Этап усвоения новых знаний, навыков, умений, их закрепление. Цель: дать учащимся конкретное представление об образах, которые использует А.Платонов в своем творчестве. ДЕТИ – нравственная оценка общества, они болевой узел мира, судьба детства трагична. Найдите в тексте как складывались отношения между Юшкой и детьми? Как автор объясняет, что Юшка не отвечал озлобленностью детям? («Он верил, что дети его любят, что о нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»)
ДОМ – опора, забота. У Платонова дом может иметь две формы платоническую и физическую. Какую форму этот образ имеет в рассказе «Юшка»? Докажите это. («Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась…»)
ВОЗВРАЩЕНИЕ – финал всей предыдущей жизни, начало нового жизненного этапа. Найдите этот образ в рассказе «Юшка». Проведите параллель с произведением «В прекрасном и яростном мире». Докажите на примерах, как этот образ возникает в творчестве писателя. («И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно. Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему…»)
(«В обратный конец мы ехали подобным же способом…. После работы я пошел вместе с Мальцевым к нему на квартиру, и мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь»)
ВСЕОБЩЕЕ РОДСТВО – слияние человека с окружающим миром. Оно может быть прекрасным и яростным. Найдите в тексте, как А.Платонов создает образ всеобщего родства?
(«Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом») – прекрасное. («Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумления оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство») – страстное. Вспомните, какие образы, обозначенные в схеме-плане, встречаются в произведениях А.Платонова? Прекрасный и яростный мир – в рассказе «В прекрасном и яростном мире»: «Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира»; Образ детства, матери, отца, возвращения – в рассказе «Никита»: «Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу – на войну и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет»; «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, которые ел хлеб и пил молоко… - Это твой отец домой пришел, Никитушка, - сказала мать и утерла передником слезы с лица».
6. Этап обобщения и выводов. Цель: обобщить тематику рассказов А.Платонова, опираясь на схему-план, определить основную мысль рассказа «Юшка». ВЫВОД: все рассказы А.Платонова о сиротстве, о преодолении сиротства и слиянии с миром. В чем основная авторская мысль в рассказе «Юшка»? «Без каждого человека быть нельзя», «Мы все равны». Чему учат рассказы А.Платонова? (милосердию, состраданию, умению чувствовать чужую боль)
7. Этап выразительного чтения. Цель: научить детей находить художественные произведения, объединенные одной тематикой, определять те нравственные проблемы, которые поднимают авторы, уметь доказывать, что и у поэзии, и у прозы есть свой особый поэтический язык, а у каждого автора своеобразный художественный мир.
(Ребята прочитали выразительно не только отрывки из рассказов А.Платонова, но и прочли стихотворения поэтов Н.Заболоцкого, Л.Татьяничевой, Р.Рождественского, С.Орлова и других). 8. Заключительный этап. Цель: сделать вывод о том, что такое нравственные ценности, как должен человек стремиться к духовному совершенствованию. Слово учителя: «ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ – ЭТО БЫТЬ, А РАЗМЫШЛЯТЬ – ЭТО ЖИТЬ». В.Шекспир 9. Объяснение домашнего задания. Написать сочинение – миниатюру «Размышлять – это жить».
|