Тип занятия: Комбинированный урок. Форма занятия: Игра – путешествие. Оборудование урока: Учебные пособия, опорные листы, сигнальные карточки, индивидуальные задания, схемы, иллюстрации, элементы костюмов, карта маршрута, ТСО. Цели занятия: * обучающая – научить детей распознавать предложения с однородными членами, уметь классифицировать их по принадлежности, определять место в предложении, правильно графически выделять; научить ребят интегрировать свои знания и умело использовать их на практике; * развивающая – развивать у ребят логическое и аналитическое мышление, наблюдательность, прививать навыки грамотной устной и письменной речи; * воспитательная - воспитывать у ребят уважительное отношение к своим одноклассникам и учителю, стремление аккуратно и грамотно работать в тетрадях; приучать школьников проявлять интерес к познаниям. Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, поисково-исследовательские.
С Т Р У К Т У Р А У Р О К А :
Пусть безумствует море и хлещет, [O и O] Гребни волн поднялись в небеса, Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. Л.Гумилёв. 1. ОРГМОМЕНТ. 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (Звучит мелодия. Учитель-капитан смотрит в подзорную трубу) На судне крылатом, Под парусом белым, От ветра горбатым, Привет – самым смелым! Привет – самым умным Мальчишкам, девчонкам! Откроем тетрадки и будем готовы Стремиться к познаньям. Вперед – только к цели Направит нас ветер. Согласно и дружно Мы курс свой наметим. Сегодня, ребята, мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по волнам синтаксиса и пунктуации. Вы готовы к испытаниям? А их на нашем пути будет немало! А как вы думаете, чем первым делом необходимо вооружиться настоящему моряку? (знаниями, внимательностью, старательностью и аккуратностью) Ну что ж, вперед! И попутного нам всем ветра! 3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Число__________________________ Классная работа. Тема (оставляется строка) записывается позже. Словарный диктант: Порт, семафор, навигация, рейд, вскоре, втроём, маршрут, мечта, рапорт, направо, налево, матрос, офицер.(отработка орфографии и лексики) Синтаксическая пятиминутка(предложение прописывается). Холодное море накатывало на берег пенные волны. Фронтальный опрос. Что такое грамматическая основа предложения? Какой частью речи выражается подлежащее? (Сказуемое)? Какие второстепенные члены предложения встретились в данном контексте? Что вы можете сказать об определении, дополнении, обстоятельстве? В каком разделе языкознания изучаются предложения? (Знаки препинания в предложениях)? Проверка домашнего задания. Упражнение № 191. Ребята зачитывают предложения, которые придумали дома по предложенным схемам. (согласно карточкам).
4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Игра «Отдать швартовы».(предупредительный диктант) Ребята поочередно вытягивают якорь, спасательный круг, на котором прикреплены предложения с пропущенными однородными членами. Они должны вставить, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось законченное предложение. О О О О ~~~~~~~~, ~~~~~~~ облака затягивают небо. Утром ~~~~~~ и ~~~~~~ О О О туман медленно редеет. Река ====== , =======, =======. О О О О О --.--.--.--. , --.--.--.-- , --.--.--.-- серебрятся нити паутины. Иней ====, ===== О О на --.--.--.-- и --.--.--.-- . Устно дается характеристика предложений, записанных в тетрадь. ? Скажите, пожалуйста, матросы, что интересного вы заметили в этих предложениях? Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одну и ту же синтаксическую роль?(Однородные) Работа с учебником. А теперь откроем корабельный журнал наблюдений – наш учебник и проверим, правильно ли мы ответили на поставленные вопросы. (разбирается правило на стр.76 и упр. 193-устно).
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Игра «Расправь паруса» (зрительный диктант). Ребята записывают загадки, подчеркивают однородные члены предложения, отгадывают. *То звезды пасёт, То солнце несёт. И спешит, и бежит, И на месте не лежит. (река) * Когда он нужен – его выбрасывают. А когда не нужен – его поднимают. (якорь) *Живет народ – Ходит задом наперёд. (раки) *У родителей и деток Вся одежда из монеток. (рыбы) *Без рук, без ног, Без лестницы, без веревки В небо поднимается. (дым) *В лесах, в горах На всех языках Каждое слово Повторять готово. (эхо) Игра «Семафор» (работа с сигнальными карточками): красная-- подлежащее синяя-- сказуемое зеленая-- определение желтая-- обстоятельство белая— дополнение.
Эсминец пришел с моря около полудня. К сумеркам все приборки и работы были окончены. На бухту наплывала темная и тревожная ночь. На западе над чертой горизонта ещё алела узкая полоска заката. Штурман сидел в рубке и разбирал карты похода. В маленьком помещении было душно и жарко. Он вышел на мостик подышать свежим морским воздухом. Из-за переднего обвеса, снизу, с палубы, от носового орудия до него доносились тихие голоса. (Б.Лавренев. «Черноморская легенда»)
Бухта «Знаний» (самостоятельная работа) (на фоне звуков моря). По печатным тетрадям ребята выполняют упражнение № 101. 4-5 человек выполняют индивидуальные задания.
«Сверяем маршруты» (проверка выполненного задания). См.эпиграф (обозначить однородные члены предложения, схема) 6. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Порт «Однородные члены предложения» (вопросно-ответная беседа). Итак, дорогие мореходы. Мы прибыли в порт назначения. На своем пути мы вспомнили, что такое синтаксис и пунктуация, что является грамматической основой предложения, какими второстепенными членами предложение распространяется. Мы проложили путь от порта «Предложение» к порту «Однородные члены предложения». Что нового вы узнали во время нашего путешествия? Подведение итогов. Наш экипаж работал слаженно и дружно, но активнее всех были следующие моряки:_______________________________________________ (выставляются оценки за урок).
7. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. *по печатным тетрадям упражнение №109; *раздать схему-таблицу «Знаки препинания при однородных членах предложения» (опережающее задание к следующему уроку). *рефлексия (красная карточка +, синяя карточка --)
Приложение к уроку.
КАРТОЧКА № 1. Фамилия, имя _____________________________
1. Укажите именные словосочетания *устный счет; *участие в соревнованиях; *участвовать в игре; *чествовать победителя; *шел по дороге. 2. Разберите предложение синтаксически, дайте его характеристику, зарисуйте схему: Багряная печальная луна висит еще вдали. (И.Бунин)
КАРТОЧКА № 2. Фамилия, имя ________________________
1. Укажите глагольные словосочетания *гигантский завод; *сверкнуть на солнце; *доблестный воин; *воздушный аромат; *работать в поле. 2. Разберите предложение синтаксически, дайте его характеристику, зарисуйте схему: Весёлые отблески огня играли на стекле. (Л.Воронкова)
КАРТОЧКА № 3. Фамилия, имя _________________________
1. Найдите глагольные словосочетания *ужасный ветер; *расстилаться по равнине; *искусный мастер; *вершина ели; *собирать крыжовник.
2. Разобрать предложение синтаксически, дать его характеристику, зарисовать схему.
Ель рукавом тропинку мне завесила. (А.Фет)
КАРТОЧКА № 4. Фамилия, имя _________________
*Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. 1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С.Маршак) 2. На печке два мальчика сладко посапывали. 3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку. 4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста. 5. Сырой туман висел над рекой. (по Л.Воронковой)
**Подчеркните однородные члены предложения Дом царевна обошла, Все порядком убрала. Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку. (А.С.Пушкин)
КАРТОЧКА № 5. Фамилия, имя ____________________
*Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. 1. На подоконнике зеленели дедушкины саженцы. 2. Они вывели бычка на улицу. 3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем. 4. Дед бережно вынул из конверта письмо. 5. Она босиком побежит по свежей траве.
** Подчеркните однородные члены предложения. Он зимой тебя согреет, Летом холодом обвеет, В голод хлебом угостит, В жажду мёдом напоит. (П.Ершов)
|