Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 19.06.2025, 05:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Такие разные уроки

М.Ю.Лермонтов. 6 класс
14.08.2013, 18:17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Поэтическое слово М.Ю.Лермонтова, его стихотворный язык предстает перед читателями в бесконечном богатстве художественной формы, совершенной и многоцветной. Поэзия Лермонтова изумляет не только своей красотой и выразительностью. Спустя  столетия его поэтический язык  остается быть поразительно современным. Именно поэтому поэзия Лермонтова находит искренний отзыв у современных школьников, они слышат и понимают поэта, ощущают волшебную силу и прелесть его произведений.
Не случайно работа над анализом его стихотворных произведений вызывает у  школьников неподдельный интерес.
Многокрасочная и полифоническая образная система поэтических произведений Лермонтова воспринимается учащимися как органическое  единство.
Работая в 6 классе по лирике М.Ю.Лермонтова, обращала внимание ребят, что перед нами взыскательный художник, использующий богатство и разноцветье русского языка, имеющий неповторимый индивидуально-авторский слог, использующий излюбленные приемы (антитеза, оксюморон, анафора, градация, афористичность).
Данный урок – проектная работа был построен как урок обобщения и систематизации изученного. Класс был разделен на две группы. Каждая группа должна была составить проект-защиту по одному из произведений М.Ю.Лермонтова.  1 группа работала над стихотворением «Парус», а 2 группа анализировала произведение «На севере диком стоит одиноко…».
Была проведена предварительная подготовка к выполнению проекта, где ребята индивидуально и в паре составляли пятистишия, используя образы, созданные поэтом; по алгоритму анализа поэтического текста делали свои наблюдения над тем или иным поэтическим произведением.
Урок - проектная работа рассчитан на два часа: первый урок ребята в группе обсуждают, работают вместе над текстом, лидер группы направляет работу каждого участника группы; второй урок посвящен созданию и защите проекта. Все свои наблюдения школьники вносят в проектный лист, продумывают последовательность защиты проекта, оформляют свою работу.
После защиты проекта ребята из другой творческой группы могут сделать свои замечания или задать вопросы лидеру группы, который и определяет, кто будет отвечать на поставленный вопрос.
Результативность такой работы зависит от сплоченности коллектива, от умения лидера группы объединить усилия всех участников для достижения поставленной цели.





                             СТРУКТУРА УРОКА.

1. Организационный момент. Распределение ребят по группам, определение целей и задач данного урока.
2. Работа в группах. Обсуждение, работа с поэтическим текстом, выполнение творческих работ.
3. Работа над созданием проекта.
4. Защита проектной работы.
5. Обсуждение, диалоговая беседа.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.


В результате над  созданием проектной работы группы сделали следующие наблюдения над поэтическими текстами М.Ю.Лермонтова.  
1 ГРУППА.
Двенадцать строк «Паруса» хорошо знакомы каждому читателю. Их учат наизусть. Это стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
Оно покоряет нас своей искренностью, богатым содержанием и совершенной формой. Почти невозможно поверить, что это художественное произведение было забраковано самим поэтом и не включено им в прижизненное собрание стихотворений 1840 года. Эта поэтическая миниатюра предстает перед нами как цель человеческих исканий, жизненного беспокойства и непреодолимого стремления к борьбе и свободе.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова.
Говоря о «Парусе», следует остановиться на том, что простые и бесхитростные слова употребляются здесь в большинстве случаев в самом обычном, прямом, номинативном значении.
Перед нами изумительное по своей образности и выразительности стихотворение, которое может стать эпиграфом ко всей лермонтовской лирике. Это объясняется тем, что слова в нем гениально слиты поэтом в единое художественное воплощение.
В данном стихотворном произведении мы находим факты традиционно-поэтической лексики первой половины XIX века, например элегические слова «одинокий», «мятежный», «покой», «счастье», «лазурь», «струя», «увы», которые в то время обладали стилистическими оттенками лиричности и экспрессивности. Однако они все вполне гармонируют со всеми остальными словами. Заметим, что среди всего словаря стихотворения мы нашли  только два семантических архаизма: струя – вода, лазурь – небо. 


Следует также обратить внимание на фонетическое написание слов «одинокой» (вместо  «одинокий») и  «скрыпит» (вместо современного «скрипит»).
Из 44 слов, составляющих  содержание «Паруса», 15 существительных, 10 глаголов, 7 прилагательных, 2 местоимения («что», «он»), 1 междометие («увы!») и 8 служебных слов.
Существительные включают в себя названия природных явлений, конкретных предметов и места действия: «туман», «море», «волны», «ветер», «струя», «луч», «солнце», «буря», «мачта» и др..  Абстрактных только два понятия: «счастье» и «покой». 
Среди глаголов пять являются обозначением конкретных физических действий: «белеет», «играют», «свищет», «гнется», «скрыпит». А такие глаголы как «кинул» (оставил), «бежит» (отказывается), «просит», «ищет» передают душевные переживания лирического героя.
В числе семи прилагательных мы находим три обозначения цвета: «голубой», «светлый», «золотой» и четыре качественно-оценочных названия: «родной», «мятежный», «одинокой», «далекая».
Стихотворение построено из трех четверостиший, но по своему смысловому содержанию состоит из шести перемежающихся двустиший. Каждые две первые строчки строфы содержат описание моря и паруса, каждые две последние – размышления поэта.
В стихотворении «Парус» Лермонтов использует различные поэтические способы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить антитезу – на ней строится все стихотворение, а не отдельные его части. В произведении наблюдаются противопоставления не только образов, созданных поэтом, но и пейзажное и психологическое назначение двустиший.
Противопоставлены друг другу основные герои произведения: парус, поэт, с одной стороны, море жизни, с другой. Антитеза наблюдается и в изображаемом состоянии природы («Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит» - «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой»). 
Антитеза как определенный стилистический прием не менее четко проявляется и в языке: «ищет» - «кинул», «далекой» - «родной», «ищет» - «бежит», «под» - «над».
Лермонтов использует в «Парусе» и оксюморон. Им поэт заканчивает стихотворение. Именно поэтому такой выразительной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой».С помощью оксюморона поэт ставит точку в размышлениях о своей судьбе.
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет и всякого типа повторы, включая синтаксический параллелизм, анафору, синонимику.

Художественное новаторство Лермонтова в создании словесных образов ярко проявляется в его стихотворении «Парус», в котором поэт точно и просто выказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни.
2 ГРУППА.
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» - это перевод из Гейне.
Данное стихотворение является одним из самых чудесных лирических стихотворений.
Лермонтовская миниатюра подкупает своей  искренностью и содержательной глубиной, поражает исключительным художественным совершенством. Картина Шишкина «Сосна» как нельзя лучше передает содержание поэтического текста Лермонтова.
Лексический словарь стихотворения образуется 35 словами, из которых 7 относятся к служебным. В нем совершенно нет фразеологизмов. Все слова употреблены поэтом в прямом, номинативном значении.
В особом пристальном внимании читателя нуждаются две последние строчки первого четверостишия («И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она»).
«Риза» в контексте является семантическим архаизмом и означает «покров, покрывало, саван», а прилагательное  «сыпучий» приобретает значение «рыхлый».
В смысловом отношении во втором четверостишии стихотворения наше внимание останавливает описание «В том крае, где солнца восход» и определение к слову «утес»: «горючий». Первое является поэтической перифразой для обозначения востока, второе – архаизмом со значением «горячий». 
Следует  отметить, что прилагательное «дикий» употребляется в тексте в значении «необжитый, необитаемый».
Номинативная лексика стихотворения целиком состоит из существительных, обозначающих  природные явления, предметы и место действия: «север», «вершина», «сосна», «снег», «риза»,  «пустыня», «край», «солнце», «восход», «утес», «пальма». Глаголы «стоит», «дремлет», «снится», «растет» тоже передают конкретное действие.
Использованные поэтом очень точные слова, создающие зрительные образы, помогают читателю увидеть две яркие и красочные картины природы. Пейзажи резко противопоставлены друг другу.
Впрочем, в этой антитезе есть и что-то близкое, одинаковое – это чувство одиночества, которое рисуется поэтом как горестное и безысходное.
Одушевленность сосны и пальмы проявляется в использовании поэтом олицетворений («сосна дремлет», «ей снится», «пальма грустна»).
Лермонтов творчески воспользовался немецким оригиналом, чтобы еще раз сказать о том, о чем не раз уже говорил ранее: о духовном одиночестве личности в лживом и жестоком светском обществе, о чувстве, которое неизменно сопровождало поэта в его жизни.
Чувство трагического одиночества человека, лишенного личной и общественной свободы, показывается М.Ю.Лермонтовым как всеобъемлющее и всеобщее. Творческую личность оно преследует везде: и на диком севере, и в далекой пустыне.

Категория: Такие разные уроки | Добавил: маргаритка
Просмотров: 3150 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |