Цель: познакомить учащихся со способами образования деепричастий несовершенного вида; отработка навыка выделения деепричастного оборота; закрепление навыка синтаксического разбора предложения.
Ход урока I Организационный момент II Опрос: Что такое деепричастие? Что такое деепричастный оборот? Как выделяется на письме деепричастный оборот? Составить предложения с деепричастным оборотом по схемам:
Синтаксический разбор предложения: Побежали по деревенским улицам бурливые ручейки, сердито пенясь вокруг каменьев и быстро вертя щепки, гусиный пух.
III Новое Выписать деепричастие, определить его вид и глагол, от которого оно образовано. Изучение теоретического материала на стр. 84 * 29.
IV Закрепление • Упр 174 (устно) • УПР 175 (комментированное письмо) • Цифровой диктант. Учитель читает деепричастие, а ученики в тетрадях проставляют цифры: 1 - такая форма в русском языке существует; 2 - не существует. Спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читая, невзлюбя, пия, зная, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умы¬вая, обидя, жгя, сопя, ехая, мажа. - От каких же глаголов нельзя образовать деепричастия? Итак, запомните! 1) Глаголы на -чъ (например: жечь, стричь). 2) Глаголы на -нутъ (Например: мокнуть, мерзнуть). 3) Глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных. (Например: тку, жну). 4) Глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных.
запомните, как правильно произносятся слова. (Слова проецируются на доску.) Ржавея, черпая, балуясь, закупорить, озлобить, опорожнить, осведомить, плесневеть, прояснится (небо), прояснится (вопрос).
V. Подведение итогов урока. Как образуются деепричастия несовершенного вида? Как обособляются деепричастия и деепричастные обороты? Каким членом предложения являются деепричастные обороты? Почему не от всех глаголов несовершенного вида можно образовать деепричастия несовершенного вида?
VI Домашнее задание
|