ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ СЕМИНАРЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»
Современный урок… современный учитель... а может быть, начать надо с другого: современный школьник? Из года в год подростки, заполняющие школьные аудитории разительно меняются: у них другой стиль общения, кумиры, круг чтения... Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок, с появлением школьных предметов, о которых многие сегодняшние учителя читали в юности в научно-фантастических романах, во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети», с этим нельзя не считаться. Учитель всегда должен идти в ногу со временем. Современное преподавание требует информационной оснащенности урока. И одним из компонентов урока на данном этапе преподавания являются электронные средства обучения. Развитие науки, техники диктует и то, что должна происходить информатизация образовательного процесса. Что же это такое? Это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. В свою очередь информационная технология характеризуется следующим: * технической средой (наличие различных видов технических средств), * программной средой (набор программных средств), * предметной средой (содержание конкретной предметной области), * методической средой. На этапе информатизации образовательного процесса меняются и отношения между учителем и учеником. При использовании компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится для них ПАРТНЕРОМ. Каковы же основные дидактические части компьютерного урока? • Организационная часть • Актуализация зон активного и ближнего развития • Изучение нового материала • Закрепление материала • Повторение и обобщение • Контроль усвоения • Коррекция • Домашнее задание. Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлен компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, подключен интернет. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков. Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Интерактивная доска Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. Использую следующие формы работы с интерактивной доской: - работа с текстом и изображениями; - создание заметок с помощью электронных чернил; - коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий; - коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Русский язык», «Фраза» и др.; - коллективная работа с электронными образовательными ресурсами; - создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; - демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; - демонстрация презентаций, созданных учащимися; - использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Электронные пособия Широко использую электронные пособия, частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов «Хрестоматия по русской литературе», содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии «Русская поэзия XVІІ- XX веков». Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XVІІ в. до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XX в. позволяет учащимся комплексно работать с текстом, в том числе маркировать, комментировать, создавать закладки в тексте. По русскому языку для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие «Страна Лингвиния». Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии «В помощь учителю» (издательство «Учитель») привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Преимущество рассмотренных учебных пособий заключается в том, что программа может работать без поддержки диска, что является большим плюсом для работы в мультимедийном классе.
Тестовая технология В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается контролирующая функция. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения, а систематические мониторинговые исследования позволяют вовремя выявить «слабые» места в знаниях учеников и провести соответствующую работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики по курсу «Развитие речи», мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), интерактивные презентации, тесты (программа Adobe Captivate), кроссворды с использованием интерактивной доски (Hot Potatoes), для проведения сетевого тестирования, предметных олимпиад использую программу Конструктор тестов. Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия. Особое значение данная технология имеет при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Подготовка к ГИА и ЕГЭ — задача достаточно ответственная, поскольку результаты тестирования отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение. Нужно сразу отметить, что подготовка к ЕГЭ часто носит однотипный характер, поскольку по всей территории России для проверки знаний учеников используются однотипные задания. Таким образом, подготовка к ГИА и ЕГЭ ставит равные условия для всех желающих пройти тестирование. Особенность программ единого государственного экзамена заключается в том, чтобы оценить комплексные знания ученика по тому или иному предмету. То есть, подготовка к ГИА и ЕГЭ в обязательном порядке затрагивает все аспекты школьной программы предмета, а не отдельный курс определенного класса как это принято на выпускных экзаменах. Многие ученики задаются вопросом, а нужна ли подготовка к итоговой аттестации? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно привести статистические данные по России: только половина всех учеников справляется с 50% предложенных заданий. То есть, если абитуриент планирует поступать в ВУЗ с высоким рейтингом, подготовка к ГИА и ЕГЭ — мероприятие достаточно важное. Подготовка к итоговой аттестации, проводимая в нашей школе, осуществляется как по интенсивной, так и по длительной программе. Мы считаем, что подготовку к ГИА и ЕГЭ следует начинать уже с 5 класса, вводя определенные задания, которые подготовили бы учеников к успешной сдаче экзамена. Для этого уже со среднего звена мы начинаем проводить работу по комплексному анализу текста, разрабатываем тестовые задания, используем индивидуальные дистанционные задания. В каждом конкретном случае определяется уровень подготовки ученика и составляется индивидуальная программа обучения. Мы осуществляем подготовку к ГИА и ЕГЭ по всем направлениям, составляя блоки-алгоритмы по всем разделам языкознания, разрабатываем интегрированные задания (работа с индивидуальным материалом), проводим подготовку по электронным программам (демонстрация дисков). Работа с алгоритмами позволяет систематизировать знания, выявить проблемы и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях, дает возможность эффективно организовать подготовку к итоговой аттестации. Практика показывает, что теоретический материал – камень преткновения для выпускников, при повторении теории удобно пользоваться презентациями и таблицами, но необходимо акцентировать внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии или пунктуации. Подготовка к экзаменам с опытными специалистами — это, своего рода, тест своих сил, который позволит в максимально хорошей форме подойти к сдаче единого государственного экзамена. Подготовка к экзаменам, которую проводят наши учителя, имеет ряд видимых преимуществ. Во-первых, предварительная подготовка к экзаменам направлена на получение учеником не только теоретических и практических знаний, но и опыта для анализа сделанных ошибок (основа электронные программы). Самостоятельная подготовка к экзаменам, даже при великолепном знании предмета, не может предоставить умения качественного распределения времени для успешного выполнения как можно большего числа тестов. Практическая же подготовка к экзаменам на специализированных уроках гораздо многограннее, нежели самостоятельное обучение. Ученик привыкает к замысловатым формулировкам тестов, знакомится с особенностью предлагаемой структуры вопросов, учится исключать механические ошибки, за которые могут снизить итоговый бал. При подготовке к ГИА и ЕГЭ следует учитывать не только фактор подготовленности, но и особое внимание надо уделять психологическому настрою учеников к серьезному испытанию (а для этого мы проводим психологический тренинг с учителями). Итак, сделаем вывод о том, как подготовиться к итоговой аттестации на максимально высоком уровне? Во-первых, программа подготовки должна быть основана на реальных тестах, которые предлагаются программой единого государственного экзамена. Теоретическая подготовка без практического навыка неэффективна с точки зрения систематизации знаний под конкретно поставленную задачу. Во-вторых, если осуществляется подготовка по реальным тестам ГИА и ЕГЭ, под каждое решение должна быть достаточная теоретическая база. Механическое запоминание информации без должного понимания сути влечет за собой серьезные ошибки при внесении малейших изменений в задание. То есть, на вопрос: «Как подготовиться к итоговой аттестации?», можно ответить — качественно анализировать каждое задание. И, в-третьих, подготовка к экзаменам должна осуществляться с учетом индивидуальных знаний и способностей ученика, его психологических особенностей. Еще что хочется отметить, что нельзя ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно раз 10, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все рассуждения проговаривать вслух и записывать! Еще очень важно, что подготовка к ЕГЭ – это совместная исследовательская работа, в которую вовлечены ученики и учитель. Только вместе можно добиться высокого результата! Проектная технология Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций). Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц. При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультативную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты. Некоторые разработки: серия уроков по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Единая «субстанция» романа. Воланд и его свита. Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата. Тема любви в романе. Мастер и его ученик); внеклассное мероприятие по теме «У войны не женское лицо», с учащимися 11 классов создала исследовательский проект «Чтобы вырвать век из плена» (поэзия модернизма). Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе предметной недели литературы, на школьной конференции педагогических идей. Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль над деятельностью учащегося на каждом этапе. Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод: информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
|