Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс
1. Спишите отрывок из рассказа Михаила Зощенко, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Стёка …бегал в с…рай и принёс оттуда м…шок из-под муки. И в этот м…шок мы полож…ли хле… и сах…р. Потом полож…ли разную п…суду т…релки ст…каны вилки и н…жи. Затем, подумавши, полож…ли в…лшебный ф…нарик цв…тные к…р…ндаши глиняный рукомойник и увел…чит…льное ст…кло для зажигания к…стров. И кроме того, зап…хали в м…шок два од…яла и п…душку… Помимо этого, я приг…товил три р…гатки удоч(?)ку и с…чок для ловл… тр…пических баб…чек. И на другой день когда наши р…дит…ли уехали в горо… а Стёпкина мать ушла на реч(?)ку пол…скать б…льё мы покинули нашу деревню (п,П)ески. Мы пошли по дорог…чере… лес. Вп…р…ди б…жала Стёпкина с…бач(?)кА (т,Т)узик. (За) ней ш…л Стёпка с гр…мадным м…шком на г…лове. За Стёпкой шла Лёля (со) скалкой. И за Лёлей (с) тремя р…гатками с…ч(?)ком и удоч(?)кой ш…л я. 2. Расставьте ударения в словах: Понял, создала, положил, торты, алфавит, средства, красивее, документ, баловать, звонит.
3. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: Театр, каёмка, сиять, боец, оазис, фиалка, лауреат, галерея.
4. Можно ли без контекста определить корни в словах ПИЛИ, СПЕТЬ, ПРОСТОЙ?
5. Найдите «лишнее»слово. Объясните свой выбор. Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
6.Объяните разницу в значении слов, а потом составьте с каждым словом словосочетание, чтобы лексическое значение стало ясным: ЭФФЕКТНЫЙ- ЭФФЕКТИВНЫЙ
7.Исправьте предложение Ёж большой и колюч. В чём здесь ошибка? Объясните.
8. Из приведённых ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания, отметьте в них главное слово: Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, упорно учиться, стакан молока.
9.Какие из приведённых словосочетаний нельзя употреблять в речи? Почему? Старая старушка, старая вещь, вороной конь, вороной портфель, молодой юноша, молодые ростки.
10. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Толя, Ксюша, Даша, Гена, Дуня, Коля, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? Назовите полные имена.
Справочные материалы 5 класс
1. Стёка сбегал в сарай и принёс оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку. Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек. И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески. Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скалкой. И за Лёлей с тремя рогатками, сачком и удочкой шёл я. 10 баллов.
2. ПОнял, создалА, положИл, тОрты, алфавИт, срЕдства, красИвее, докумЕнт, баловАть, звонИт. 5 баллов (по 0,5б за каждое правильное слово) 3. Театр, оазис, фиалка, лауреат. (в словах ка[jo]мка, бо[jэ]ц, си[jа]ть, галере[jа] между гласными стоит [j] ) 2 балла (по 0,5б за каждое правильное слово)
4. Нельзя, так как пИли-пилИ – омографы, а спеть- СОЗРЕВАТЬ, спеть- ЗАКОНЧИТЬ ПЕНИЕ, простой-НЕСЛОЖНЫЙ, простой- ОСТАНОВКА МАШИНЫ – омоформы). 3 балла (по 0,5б за объяснение каждого из шести слов)
5. «Лишнее» слово- коралловый, так как все остальные слова означают оттенки красного цвета, а коралл может быть и розовым, и белым. 2 балла (по 1б за нахождение и 1б за объяснение слова) 6. Эффектный- производящий сильное впечатление, эффективный – действенный, быстро приводящий к нужным результатам. Эффектный наряд, эффективный способ. 4 балла (по 1б за объяснение каждого слова и составление двух словосочетаний)
7. Ёж большой и колючий. Большой ёж колюч. ( При составлении предложения нужно учитывать, что полные и краткие формы прилагательного никогда не употребляются как однородные сказуемые. В данном случае правильно употребить оба прилагательных в полной форме. Если возможно, то оба прилагательных употребляют в краткой форме, например: Зайцы робки и осторожны.)
2 балла (по 1б за составление правильного предложения и объяснение)
8. Солнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, выбирать профессию, упорно учиться, стакан молока. 3 балла (по 0,5б за каждое словосочетание) (леса и парки, правильно и аккуратно- однородные члены, ребята трудятся- грамматическая основа, после уроков- существительное с предлогом)
9. Старая старушка, вороной портфель, молодой юноша. (нужно учитывать лексическую сочетаемость слов. При её нарушении может возникнуть тавтология (повторение однокоренных слов). Нельзя говорить старая старушка, молодой юноша, так как слова старушка и юноша уже говорят о возрасте. Правильно сказать: старая женщина, молодой человек, чёрный портфель (так как вороной- масть коня). 3 балла (по 0,5б за нахождение и объяснение каждого их трёх слов)
10. Виктория, Софья (София), Валерия, Анатолий, Ксения, Дарья, Геннадий, Евдокия, Николай, Всеволод. 5 баллов (по 0,5б за каждое правильное имя)
Максимальное количество баллов за работу- 39.
|