Олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап
5 класс
1. Определите,
сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении:
Я люблю свою лошадку.
Определите, сколько раз
встречается звук [ы] в следующем предложении:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.
2. Расставьте ударение в словах:
аргумент, баловать, вертел, газопровод, движимый, добыча, жалюзи, завсегдатай,
красивее, кашлянуть.
3. В каком ряду во всех
словах на месте пропуска пишется буква
о?
1) Десантный баталь…н, добрый почталь…н, человек с ружь…м;
2) старинный медаль…н, пь…м чай, мясной павиль…н;
3) ценральный рай…н, большой шампинь…н, флакончик с й…дом;
4) вкусный буль…н, корзинка с бель…м, пожилой май…р.
4. Определите лексическое значение выделенного
слова.
1) Ямщик
сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке. (А.С.Пушкин.
Евгений Онегин)
2) Повсюду
ткани парчевые,
Играют яхонты, как жар. (А.С.Пушкин. Руслан и Людмила)
5. Напишите устойчивые
сочетания (фразеологизмы) со словом
«руки» или «рука». Истолкуйте их значения. Например: ответить, положа
руку на сердце – ответить честно.
Как вы думаете, почему в языке много фразеологизмов со словом «рука»?
6. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания в отрывке из рассказа
М. Зощенко «Не надо врать», раскройте скобки, перепишите грамотно текст.
Я в грус(?) ном настр…ени… заш…л в горо…ской сад сел там на ск..мейку
и, разв…рнув дн…вник, с уж…сом гл…дел на ед…ницу.
Я долго с…дел в саду. Потом пош…л д…мой. Но когда по…ходил к дому,
вдру… вспомн…л что остав…л свой дн…вник на ск…мейке в саду. Я поб…жал наза…. Но в саду на ск…мейк… уже (не)было м…его дн…вника.
Я сначала и…пугался а потом обрадовался что теперь нет (со)мной дн…вника
с этой ужас(?)ной ед…ницей.
Я приш…л д…мой и сказал отцу что
пот…рял свой дн…вник. И Лёля засм…ялась
и подм…гнула мне когда услышала эти
сл…ва.
На другой день учитель, узнав
что я пот…рял дн…вник выдал мне новый.
Я разв…рнул этот новый дн…вник с
надеждой что на этот ра… там ничего
плохого нету но там против ру(с,сс)кого языка снова ст…яла ед…ница, ещё более
ж…рная, чем раньше.
7. В тексте из предыдущего задания выпишите
глагол, в котором выбор гласной буквы зависит от смысла всего
предложения.
8. Какой из приведённых примеров не является
словосочетанием?
1) прочитал книгу, 2) в зелёной роще, 3) ночь тёмна, 4) красный от
мороза, 5) серая шинель
9. Творческое задание.
Любите ли вы делать «открытия» - узнавать что-то новое, интересное,
необычное?
Напишите об одном из своих «открытий» – новом, что вы узнали из
книг или почерпнули из других источников
информации, а может быть, увидели сами, стали очевидцем событий.
Пишите легко, свободно, связно, по законам построения текста.
ОТВЕТЫ 5 класс
1. Определите, сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении:
Я
люблю свою лошадку.
Ответ –
4
Определите,
сколько раз встречается звук [ы] в следующем предложении:
Аист
жил у нас на крыше,
А
в подвале жили мыши.
Ответ – 5
(9
баллов)
2. Расставьте ударение в словах:
аргумент, баловать, вертел, газопровод, движимый, добыча, жалюзи, завсегдатай,
красивее, кашлянуть.
(10
баллов)
3.
3
(1
балл)
4.
Определите лексическое значение выделенного слова.
Облучок
– то же, что козлы (в 1 –м значении).
Тулуп
– долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.
Кушак
– пояс, обычно широкий, матерчатый.
«Парчевые»
- парча – плотная узорчатая шелковая
ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями.
Яхонт
– старинное название рубина и сапфира.
(5 баллов)
5. Например, мастер на все руки
– умелец, развести руками – встать в
тупик, работать не покладая рук – непрестанно, носить на руках – очень любить, как
рукой сняло – быстро прошло, руки
отваливаются – крайняя усталость, прибрать
к рукам – присвоить, руки опускаются
– безысходность, сидеть сложа руки –
бездействовать.
Руками
человек многое может сделать или показать, поэтому во фразеологизмах со словом
«руки» связано конкретное представление
об определённом действии.
(макс.
– 5 баллов)
6. Я в грустном настроении зашёл в
городской сад. Сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на
единицу.
Я
долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг
вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке уже в саду. Я побежал назад. Но
в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом
обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.
Я
пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и
подмигнула мне, когда услышала эти мои
слова.
На
другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.
Я
развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого
нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем
раньше.
(10
баллов)
7. Глагол «сидел» (седел).
(1балл)
8. Ночь тёмна (предложение).
(1
балл)
9. Творческое задание
(8баллов)
Максимальное количество баллов – 50.
|