Олимпиада школьников по русскому языку Школьный этап 11 класс Задание 1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Предо мной серéло пустын..ое поле. Один ст..рожевой курган стоял (в) далеке и казалось зорко глядел на р..внины. (С) утра в степи было (по) весен..ему холодно и ветрен..о; ветер просуш..вал кол..еи грязной дороги и шуршал прошлогодним бур..яном. Но за мной на западе картинно рисовалась на гор..зонте гр..да меловых гор. Темнея пятнами лесов как старин..ое, тусклое серебро чернью она тонула в утрен..ем тумане. Ветер дул мне (на) встречу, холодил лицо, рук..ва, степь увлекала, завл..девала душой, наполняла ее чу..ством радос..ти, свежес..ти. За курганом блес..нула круглая л..жбина н..литая весен..ей водой. Я свернул к ней (на) отдых. Есть что (то) чистое и веселое в этих полевых апрельских б..лотцах; над ними в..ются (звонко) голосые чиб..сы, сереньк..е тр..согузки щ..голевато и легко перебегают по их бережкам и ост..вляют на иле свои тонкие (звездо) образные следы. Курган был дикий еще (ни) разу (не) тронут..й плугом. Он р..сплывался на два холма и словно поблекшей скатертью из мутно (зеленого) барх..та был покрыт прошлогодней травой. С..дой к..выль тихо покач..вался на его склонах — жалкие остатки к..выля. Время его (на) всегда проход..т; в вековом забытье он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние степи и прежних людей души которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели пон..мать его ш..пот полный от века задумч..вости пустыни так много говорящей без слов о н..чтожестве земного существования. (По И. А. Бунину. Святые горы) Задание 2. Расставьте ударения в словах. Благовест (колокольный звон), вспомянутый, гастрономия, досуг, камбала, столяр госпитальный, прессовщик, звонят, кладовая, клеить, пепелище, инсценированный, закупорить, манящий. Задание 3. Соотнесите слова, обозначающие масти лошадей, с их определениями. Названия мастей: 1. Буланый — 2. Гнедой — 3. Воронóй 4. Солóвый — 5. Чалый — 6. Чубарый — Определения: 1. «красновато-рыжий с чёрным хвостом и гривой» 2. «желтоватый, со светлым хвостом и светлой гривой» 3. «с вкрапленными белыми волосами в шерсти основной окраски, а также светлый с чёрной гривой и хвостом или наоборот» 4. «светло-жёлтый с чёрным хвостом и гривой» 5. «с темными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти» 6. «абсолютно чёрный» Задание 4. Произведите анализ морфемной структуры приведенных ниже слов с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения. Закон, неуклюжий, спичка, обожать. Задание 5. Какой частью речи является слово нá (нáте) в приведенных ниже примерах? Что оно обозначает?
— Нá (нáте) книгу. — Дай, пожалуйста, карандаш. — Нá. Задание 6. Подчеркните подлежащее. Определите, чем оно выражено. С восьми утра, когда рассвело и началась первая вражеская атака, и до семи, когда стемнело и все кончилось, прошло одиннадцать томительных часов, в каждый из которых вряд ли выдавалось относительно тихих пять минут (К. Симонов). Задание 7. В «Российской грамматике» (1755) М.В. Ломоносова есть раздел, посвященный «строчным знакам». О каких знаках идет речь? Каким современным терминам соответствуют приводимые М.В. Ломоносовым названия «строчных знаков»: «вместительный знак», «единительный знак»? Задание 8. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля. Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция). Задание 9. Укажите, на каких языковых явлениях основана игра слов в приведенных примерах: 1) Ученье — свет, а неученье — тьма. Пословиц разных в нашей жизни тьма (Я. Козловский). 2) Чернеют небеса — шалаш. Меняет вечер краску. Шел снег. И поезд шел. И шла ночь к Новочеркасску (В. Маяковский). 3) Взять жену без состояния — я в состоянии. Но влезать в долги из-за ее нарядов я не в состоянии (А.С. Пушкин). Задание 10. Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобных противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите. Задание 11. Ниже даны числительные, встречающиеся в рукописях и былинах XII –XVII веков: полтретьяста – 250 ; полшестадесять – 55 ; полпята – 4,5 Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять? Задание 12. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 9, Новгород, 1160-1180 гг.) и объясните значение и происхождение выделенного словосочетания. От Гостяты къ Васильви. Еже ми отьць даялъ и роди съдаяли, а то за нимь. А нынѣ водя новую жену, а мънѣ не въдасть ничьто же. Избивъ рукы, пустилъ же мя, а иную поялъ. Доеди, добрѣ сътворя.
11 класс КЛЮЧИ
Ключ 1 Предо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко глядел на равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном. Но за мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане. Ветер дул мне навстречу, холодил лицо, рукава, степь увлекала, завладевала душой, наполняла ее чувством радости, свежести. За курганом блеснула круглая ложбина, налитая весенней водой. Я свернул к ней на отдых. Есть что-то чистое и веселое в этих полевых апрельских болотцах; над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки щеголевато и легко перебегают по их бережкам и оставляют на иле свои тонкие, звездообразные следы. Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. Он расплывался на два холма и, словно поблекшей скатертью из мутно-зеленого бархата, был покрыт прошлогодней травой. Седой ковыль тихо покачивался на его склонах — жалкие остатки ковыля. Время его навсегда проходит; в вековом забытье он только смутно вспоминает теперь далекое былое, прежние степи и прежних людей, души которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели понимать его шепот, полный от века задумчивости пустыни, так много говорящей без слов о ничтожестве земного существования. Оценка – 0 (орфографических)-0 (пунктуационных) – 5 баллов 1-2(орфографических) – 1-2 (пунктуационных) – 4 балла 3-4(орфографических) – до 4 пунктуационных – 3 балла 3-4(орфографических) - более 4 пунктуационных– 2 балла Более 4-х орфографических – 0 баллов Ключ 2 БлАговест (колокольный звон), вспомЯнутый, гастронОмия, досУг, кАмбала, столЯр госпитАльный, прессовщИк, звонЯт, кладовАя, клЕить, пепелИще, инсценИрованный, закУпорить, манЯщий. По 0, 25 балла за верно поставленное ударение Всего 7, 25 балла Ключ 3 1. Буланый — 4. «светло-жёлтый с чёрным хвостом и гривой» 2. Гнедой — 1. «красновато-рыжий с чёрным хвостом и гривой» 3. Вороной — 6. «абсолютно чёрный» 4. Солóвый — 2. «желтоватый, со светлым хвостом и светлой гривой» 5. Чалый — 3. «с вкрапленными белыми волосами в шерсти основной окраски, а также светлый с чёрной гривой и хвостом или наоборот» 6. Чубарый — 5. «с темными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти» По 1 баллу за верно определенное значение Всего – 6 баллов Ключ 4 Закон-□ (совр.)-0,5балла — за-кон-ъ (истор.) 0, 5балла: префиксальное производное от конъ 1 балл «граница, начало, конец»; буквально — «то, что было изначально, определяется традицией»1 балл. Неуклюж-ий (совр.) 0,5балла — не-у-клюж-ий (истор.) 0,5балла: префиксальное производное от уклюжий- 1 балл, префиксального образования от клюжий «красивый, статный»1 балл. Спичк-а (совр.) 0,5балла — спич-к-а (истор.) 0,5балла: уменьшительно-ласкательная форма от общеславянского спúца — «заострённая деревянная палочка, заноза»1 балл. Обожа-ть (совр.) 0,5балла — о-бож-а-ть (истор.) 0,5балла: суффиксально-префиксальное производное от Бог 1 балл . Первоначально обожать — «почитать как Бога», затем — «страстно любить» 1 балл. Всего – 11 баллов Ключ 5 В приведенных примерах слово нá (нáте) является частицей – 3 балла, сопровождающей жест передачи, вручения 1 балл: вот, возьми(те). Всего -4 балла Ключ 6 С восьми утра, когда рассвело и началась первая вражеская атака(025 балла), и до семи, когда стемнело и всё( 0,25 балла) кончилось, прошло одиннадцать(0,25 балла) томительных часов(0,25 балла), в каждый из которых вряд ли выдавалось относительно тихих пять(0,25 балла) минут(0,25 балла). // атака — имя существительное(1балл) ; всё — определительное местоимение(1 балл); одиннадцать часов; пять минут — количественно-именные словосочетания( по 1 баллу). Всего – 7 баллов Ключ 7 Речь идет о знаках препинания( 1 балл). Вместительный знак — «скобки»(3 балла); единительный знак — «знак переноса»(3 балла). Всего – 7 баллов Ключ 8 Данный текст относится к научному стилю(2 балла). Примечание: количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания( до 5 баллов). Всего – 7 баллов Ключ 9 1) — омонимия( 2 балла); 2) и 3) — многозначность (полисемия)( по 2 балла). Всего – 6 баллов. Плюс 1 дополнительный балл,если ученик привел комментарий-обоснование Ключ 10 Во всех этих сочетаниях слов наблюдается словесное излишество( 2 балла). Ср.: экспонат (от лат. exponatus — «выставленный напоказ»)1 балл, вакансия (от франц. vacance < лат. vacans — «пустующий, свободный»)1 балл, информация (от лат. informare — «изображать, составлять понятие о чем-либо; сообщать»)1 балл. Всего – 5 баллов плюс один дополнительный балл, если учащийся укажет, из какого языка пришло слово Ключ 11 55( 3 балла) и 25 (3 балла) Всего: 6 баллов Ключ 12 От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали (= дали в придачу), то за ним (= осталось). А теперь (= ныне), женясь на новой жене (= взяв новую жену; снова женившись), мне он не дает ничего. Ударив по рукам, он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость. Примечание. При оценке задания не всегда следует учитывать буквальный представленный в ключе перевод (например, ученик может перевести не к Василю, а к Васильви(-е); не сделай милость, а сотвори добро и т.д.).(до 5 баллов) Избивъ рукы (ударив по рукам)(1 балл) — выражение, означающее заключение сделки, соглашение(1 балл). Выражение связано с обрядом сватовства на Руси, который обычно завершался «рукобитьём»: отцы жениха и невесты ударяли ладонями, тем самым закрепляя согласие на брак(1 балл). Обычай «рукобитья» восходит к древней символике «отдавания руки» второй договаривающейся стороне как гарантии безопасности и мира( 1 балл) (Всего- 9 баллов
|