Олимпиада школьников по русскому языку Школьный этап 10 класс Задание 1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Точность издавн.. осознает..ся как одно из главных досто..нств речи. Уже в античных рук..водствах по красноречию первым и основным требованием предъявля..мым к реч.. было требование ясности. Содержание которое вклад..валось древними теорет..ками в это понятие во многом сходно с современ..ым понятием точности. Аристотель сч..тал что если речь (не) ясна она не дост..гает цели. «Достоинство слога быть ясным и (не) низким». С античности начинает..ся ос..знание связи между способностью хорошо говорить писать и умением прав..льно мыслить: ясным и точным может быть лиш.. изл..жение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» гласит известный аф..ризм. Цицерон считал что «…слова представляют как бы точное наим..нование понятий почти одновременно с самими понятиями возникшие». Эту же связь языка и мышления отмечали позже и предст..вители рус..кой литературы. В.Г. Белинский писал «Слово отражает мысль: непонятна мысль (не) понятно и слово». По глубокому убеждению А.С. Пушкина и язык науки и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными: «Точность и краткость вот первые достоинства прозы». Своей художественной практ..кой своей р..дакторской работой своими выс..казываниями о языке А.С. Пушкин способств..вал ст..новлению точной художественной речи, ее обр..зности. Точность как качество речи всегда связ..валась с умением ясно мыслить, со знан..ем предмета речи, со знан..ем значения слов. (193 слова. Из статьи Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи») Задание 2. Совпадают ли по значению слова орфография и правописание в современном русском языке? Мотивируйте свой ответ. Задание 3. Расставьте ударения в словах. Басовый, бита (предмет, которым бьют по чему-либо в играх), ветеринария, гуртом (наречие), духовник (священник), житница, ходатайствовать, завсегдатай, искра, накренить. Задание 4. Определите значение слова кавалéр в каждом из приведенных предложений. 1) Анна Павловна сидела в это время с кавалером и, обмахиваясь веером, кокетливо щурила глаза (А.П. Чехов. Мужики). 2) Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер (Л.Н. Толстой. Война и мир). 3) Батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя в полголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!..» (А.С. Пушкин. Капитанская дочка). Задание 5. Выберите правильные ответы. СЛОВА МОРФЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ А) для предложений Б) для слов А) для предложений Б) для слов СУЩЕСТВУЮТ А) в составе слов Б) самостоятельно А) в составе слов Б) самостоятельно ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ А) самостоятельное лексическое значение Б) не имеют лексического значения А) самостоятельное лексическое значение Б) не имеют лексического значения ИМЕЮТ СВОЙСТВА А) являются частями речи Б) не являются частями речи А) являются частями речи Б) не являются частями речи Задание 6. Укажите термин, который является лишним в данном перечне, и дайте его определение. Обоснуйте свой ответ. 1. Анафора 2. Антитеза 3. Градация 4. Инверсия 5. Ирония 6. Риторический вопрос Задание 7. Проведите анализ морфемной структуры приведенных ниже слов с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения. Простыня, ведьма, рафинад, кольцо. Задание 8. Какой частью речи является слово ну в приведенном предложении? Что оно обозначает и в каких случаях употребляется? Все готово, ну, кажется, можно ехать. Задание 9. Выберите правильный ответ. Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала: 1) «Российская грамматика» (1755) М.В. Ломоносова. 2) «Грамматика словенска» (1596) Л. Зизания. 3) «Русская грамматика» (1831) А.Х. Востокова. 4) «Грамматики словенския правильное синтагма» (1619) М. Смотрицкого. Задание 10. Подчеркните сказуемое двусоставных предложений (частей сложного). Определите, чем оно выражено, назовите тип. Жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват (В. Вересаев). Задание 11. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Задание 12. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 297, Новгород, 1420-1430 гг.). Выделенное слово встречается в известном устойчивом выражении. Укажите это выражение и объясните его значение. Целобитье от сергия з братьеи изъ рагуилова гну михаили юрьевицу. Стогъ гне твои ржаныи цетверетьнъи тати покрали…
10 класс КЛЮЧИ
Ключ 1 Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятием точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога — быть ясным и не низким». С античности начинается осознание связи между способностью хорошо говорить, писать и умением правильно мыслить: ясным и точным может быть лишь изложение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», — гласит известный афоризм. Цицерон считал, что «…слова представляют как бы точное наименование понятий, почти одновременно с самими понятиями возникшие». Эту же связь языка и мышления отмечали позже и представители русской литературы. В.Г. Белинский писал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово». По глубокому убеждению А.С. Пушкина, и язык науки, и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Своей художественной практикой, своей редакторской работой, своими высказываниями о языке А.С. Пушкин способствовал становлению точной художественной речи, ее образности. Точность как качество речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, со знанием значения слов.
Оценка – 0 (орфографических)-0 (пунктуационных) – 5 баллов 1-2(орфографических) – 1-2 (пунктуационных) – 4 балла 3-4(орфографических) – до 4 пунктуационных – 3 балла 3-4(орфографических) - более 4 пунктуационных– 2 балла Более 4-х орфографических – 0 баллов Ключ 2 Не совпадают( 2 балла). Слово правописание, являющееся калькой с греческого орфография( 1 балл) (orthos — «правильный, прямой» + graphō — «пишу»), шире по значению( 1 балл), так как включает в себя, помимо орфографии, пунктуацию( 1 балл). Всего – 5 баллов Ключ 3 БасОвый, битА (предмет, которым бьют по чему-либо в играх), ветеринарИя, гуртОм (наречие), духовнИк (священник), жИтница, ходАтайствовать, завсегдАтай, Искра, накренИть. По 0,25 за верно определенное ударение Всего- 5 баллов Ключ 4 1) «мужчина, развлекающий даму в обществе» (2 балла) 2) «мужчина, танцующий в паре с дамой» (2 балла) 3) «лицо, награждённое орденом» ( 2 балла). Всего – 6 баллов Ключ 5
СЛОВА МОРФЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ А) для предложений Б) для слов (0, 5балла) А) для предложений Б) для слов (0, 5балла) СУЩЕСТВУЮТ А) в составе слов Б) самостоятельно (0, 5балла) А) в составе слов Б) самостоятельно (0, 5балла) ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ А) самостоятельное лексическое значение Б) не имеют лексического значения (0, 5балла) А) самостоятельное лексическое значение Б) не имеют лексического значения (0, 5балла) ИМЕЮТ СВОЙСТВА А) являются частями речи Б) не являются частями речи (0, 5балла) А) являются частями речи Б) не являются частями речи (0, 5балла) Всего- 4 балла Ключ 6 Лишним в данном перечне является термин ирония (5) (2 балла), относящийся к трóпам; остальные термины (1-4, 6-7)— это фигуры речи (фигуры риторические, фигуры стилистические ) ( по 0, 5 балла за каждую позицию). Ирония — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки». ( 2 балла) Откóле, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов) (в обращении Лисы к Ослý). (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — С. 100). Всего- 7 баллов Ключ 7 Простын-я (совр.) ( 0,5 балла) — прост-ын-я (истор.) ( 0,5 балла): суффиксальное образование от слова простой (1 балл) ; первоначально — «простое, не сшитое полотно» (1 балл). Ведьм-а (совр.) ( 0,5 балла) — ведь-м-а (истор.) ( 0,5 балла): образовано с помощью суффикса -м(а) от ведь «знание», производного от ведети «знать» (1 балл). Первоначально — «знающая, ведающая», потом — «колдунья» (1 балл). Рафин-ад-□ (совр.) ( 0,5 балла) — рафинад-□ (истор.) ( 0,5 балла): фр. raffinade «очищенный» от raffiner «очищать» (1 балл); суффикс в этом слове стал выделяться только после появления производных слов: рафинировать, рафинированный(1 балл). Кольц-о (совр.) ( 0,5 балла) — коль-ц-о (истор.) ( 0,5 балла): уменьшительно-ласкательное от коло «круг» (1 балл); кольцо буквально — «кружок» (1 балл). Всего – 12 баллов Ключ 8 В приведенном предложении слово ну является частицей(2 балла) и употребляется для некоторого резюмирования и указания на возможность перехода к дальнейшему (1 балл). Как частица, слово ну может выражать также: 1) удивление по поводу сказанного: Сегодня он уезжает. — Ну?! (1 балл) 2) обозначение неожиданного и резкого начала действия: Она нý кричать! (1 балл) 3) утверждение при некотором недовольстве и готовности возражать или обсуждать: Ты пойдешь гулять? — Ну пойду. (1 балл) 4) то же, что да: Ты что, болен? — Ну. (1 балл) Всего – 7 баллов Ключ 9 Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала «Российская грамматика» (1755) М.В. Ломоносова (5 баллов), являвшаяся законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления в 1831 году грамматики А.Х. Востокова(1 балл). Грамматики Л. Зизания и М. Смотрицкого были грамматиками церковно-славянского языка(1 балл+ 1 балл). Всего – 5 основных баллов + 3 дополнительных = 8 баллов Ключ 10 Жизнь не бремя ( 0,5 балла), а крылья( 0,5 балла), творчество( 0,5 балла) и радость( 0,5 балла) (составное именное( 0,5 балла); именная часть — имена существительные в именительном падеже( 0,5 балла)), а если кто превращает (0,5 балла) ее в бремя (простое глагольное сказуемое( 0,5 балла)), то в этом он сам виноват ( 0,5 балла) (составное именное сказуемое( 0,5 балла); именная часть — имя прилагательное (краткая форма) в форме мужского рода, единственного числа( 0,5 балла)). Всего – 11,5 баллов Ключ 11 Данный текст относится к официально-деловому стилю( 2 балла). Примечание: количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания( до 5 баллов). Всего – 7 баллов Ключ 12 Челобитье от Сергия и его братьев из Рагуйлова господину Михайле Юрьевичу. Стог ржи, господин, твой четвертной воры раскрали… До 5 баллов Выделенное слово тать («вор») встречается в устойчивом выражении яко тать в нощú ( 2 балла)— «неожиданно, внезапно»)(1 балл). Всего – 8 баллов
|