ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ . 10 КЛАСС
1.Перепишите текст, расставляя знаки препинания,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
После обеда люди пошли отдыхать а я
пош_л побродить по берегу реч_нки. Куда я н_ обращал свой взор я всюду видел
только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись тума_ые горы. По безлесным р_внинам
кое(где) как оазисы темнели пятна мелкой кустарниковой пор_сли.
Проб_раясь к ним я нечаянно спугнул
большую болотную сову ночную птицу открытых пространств которая днем всегда прячется в трав_ном покрове. Она
испуга_о шарахнулась в сторону от меня и отлетев немного опять опустилась в
болотце. Я пр_лег о_дохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый ш_рох. Это были камыш_вки. Они п_рхали по трос_никам
поминутно подергивая хвостиками.
Затем я увидел двух(трех) крапивников.
Миловидные рыжевато(пестрые) птич_ки эти
бе_пр_станно прятались в зар_слях потом
выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сух_нькой
травой.
Через
полтора часа я вернулся к своим. Ут_лив
жажду бе_вкусной жижиц_й и перекусив пече_ой на костре картошкой мы сели в лодч_нки и поплыли
дальше. ( По В.Арсеньеву.)
2.
Какие три согласных звука наиболее часто
повторяются в этом отрывке? В ответе запишите их с указанием количества
повторов.
Странный
волк у этой Феи.
Я
спросил его : "Ты злой?"
Он
лизнул цветок лилеи
И
мотнул мне головой.
(К.Бальмонт)
3. Расставьте ударения в словах.
Сараишко,
сараюшка, заилиться, урезать, напропалую, отшвырнутый, преданный, провидение.
4.
Какое значение имеет прилагательное "убогий" в данных примерах
из поэзии А.С.Пушкина?
А. Приют убогого
чухонца.
Б. Monsieur l
Abbe, француз убогий...
5. Докажите, что слова "говядина "и "ковбойка"
могут быть родственными.
6. В каких из приведенных контекстов является
корректным употребление слова "кушать"?
Обоснуйте свой ответ.
1)
Ребенок всегда хорошо кушает.
2)
Спасибо, мы уже кушали.
3)
Мы всегда кушаем в 8 часов.
4)
Кушать подано
7. Как вы можете объяснить утверждение:
"Слова "калач", "врач" и "грач"
когда-то образовались по одной словообразовательной модели - (корень) - АЧ (суффикс) - (нулевое окончание)"?
8.
Перед вами четыре предложения:
А.
Наконец наступило тепло.
Б. Помещение тепло.
В. Она встретила нас тепло.
Г. Как сегодня тепло!
Как вам кажется: здесь четыре слова "тепло" или одно? Обоснуйте
свой ответ.
9. Объясните,
чем (кроме знаков препинания) отличаются следующие предложения.
1)
Бабушка ругалась - внучка не слушалась. 2) Бабушка ругалась, внучка не
слушалась.
3)
Бабушка ругалась: внучка не слушалась.
10. Напишите
прописью 1565000-е население.
11. Подчеркните
второстепенные члены там, где они есть:
А.1) Вы недовольны тем, что вы жандарм, и всё же
остаетесь жандармом?
2) Взойди же, моя золотая звезда.
3) Вода казалась прозрачной, затем стала
синей и, наконец, чёрной.
Б.
Может ли быть распространенным однословное предложение?
12. Напишите небольшое сочинение, используя в
качестве эпиграфа следующую пословицу:
"Дорога, ведущая вверх,
ведет и вниз".
КЛЮЧИ,
10 КЛАСС
1. После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл
побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только
траву и болотце.. Вдалеке, на юго-западе, чуть-чуть виднелись туманные горы. По
безлесным равнинам кое-где, как оазисы темнели пятна мелкой кустарниковой поросли.
Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул
большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда
прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и,
отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и
вдруг услышал слабый шорох. Это были камышевки. Они порхали по тростникам,
поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух-трёх крапивников.
Миловидные рыжевато-пёстрые птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом
выскакивали вдруг где-нибудь с другой стороны и скрывались снова под сухонькой
травой.
Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив
жажду безвкусной жижицей и перекусив
печенной на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.
( по
В.Арсеньеву)
Максимальное количество - 10 баллов ( за каждую
орфографическую и пунктуационную ошибку снимать
0,5 балла)
2. [й]-6 раз
(странный, злой, я, его, злой, головой), [л]
- 6 раз ( волк, спросил, злой, лизнул, мотнул, головой), [т] -
5 раз (странный, этой, ты, цветок, мотнул). - 3 балла
3. Сараишко, сараюшка, заилиться, урезать,
напропалую, отшвырнутый, переданный,
провидение.
-
4 балла.
4. Прилагательное
"убогий" значит здесь
" пребывающий в бедности, нужде, нищете" и "лишенный ума,
таланта, духовно ограниченный" - 2 балла
5. Ковбойка-
рубашка, которую носят ковбои, пастухи западных
штатов США:cowboy-cow - корова, boy - парень. Говядина - говяжье мясо, то есть мясо
коровы, сравните древнерусское "говядо" от govedo
(корова), где gov + edo ( собирательный суффикс) Таким образом, смысловое родство
и близость исходных корней позволяет назвать данные слова родственными.- 3
балла
6. 1) Слово"кушать" правильно употреблено в 1 и 4 предложениях.- 4 балла
2) Это слово
этимологически значило "испытывать, пробовать" и не является полным
синонимом слова "есть".
Его употребление допустимо лишь по
отношению к детям и в устойчивых
словосочетаниях.
7.
КАЛАЧ - от "коло" -
колесо, круг; ВРАЧ - от "врать", говорить ( первоначально тот, кто говорит, лечит
наговором, колдун); ГРАЧ - от "гракать", каркать. В современном
русском языке уже не выделяется суффикс
-АЧ-, так как связь со словами, от которых они образованы, потеряна. - 3 балла
8.1) Перед нами 4 слова - омонима,
которые относятся к разным частям речи:
1-существительное,
2 - прилагательное, 3 - наречие, 4 - категория состояния.
2) Нужно оценить
положительно и такой ответ : перед нами многозначное слово в разных
синтаксических функциях: 1 -подлежащее, 2- определение, 3 - обстоятельство
образа действия, 4 - главный член односоставного предложения. - 4 балла.
9. Отличаются разными смысловыми
отношениями:
1-
противительно-сопоставительные
2 -
перечислительные
3 - причинные - 3 балла
10. Миллион (но)
пятисотшестидесятипятитысячное население
- 2 балла
11. А. Тем (дополнение), затем
(обстоятельство)- 2 балла
Б. Может, неполное: Когда? (обстоятельство)
Вчера.(обстоятельство) Огня! (дополнение).- 1 балл
12.Максимально- 10 баллов. Следует учитывать:
1) композиционную стройность - 3
балла
2)
содержание - 3 балла
3)
речевое оформление - 3 балла
4)
объем - 1 балл
Максимальное
количество баллов за все задания - 51
|