Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 24.11.2024, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Олимпиады

Литература. 9 класс
[ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] 03.08.2013, 11:54

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

 

I. Знание текстов художественных произведений

1.     О ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения.

1)     Привычка усладила горе,

Неотразимое ничем;

Открытие большое вскоре

Её утешило совсем.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И все тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь.

2)     Конечно нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

3)     Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и труд­ное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не сму­тившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестест­венным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже при­обрели широкую силу качеств льва.

 

II. Знание истории литературы

  1. Назовите сборник, в который Н.В. Гоголь включил свое про­изведение «Майская ночь, или Утопленница».
  2. Что связывает Чёрную речку и гору Машук?

 

III. Знание теории литературы

  1. Назовите жанр произведений:

А) Н.А. Некрасов, «Дедушка».

Б) Н.М. Карамзин, «Марфа Посадница».

В) А.С. Пушкин, «Арап Петра Великого».

Г) В.А. Жуковский, «Лесной царь».

Д) Д.И. Фонвизин, «Недоросль».

  1. Что такое аллитерация? Дайте определение этому понятию и приведите пример.

 

IV. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в ко­тором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существен­ность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блу­ждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослуша­нием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, - отец болен, при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лица­ми. Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал: он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в по­стели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это зна­чит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Всё равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...». Яне соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.

Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвы­ми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня окликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...». Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич держал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к заданиям для 9 класса.

 

I. Знание текстов художественных произведений

1)     О матери Татьяны Лариной (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

2)     О Молчалине (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

3)     Об Остапе (Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»)

Оценка: за героя – 1 балл, за автора – 1 балл, за название произведения – 1 балл.

Максимум 9 баллов.

 

II. Знание истории литературы

1.     «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2.     Черная речка и гора Машук – места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

Оценка: по 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за 2 ответа - 4 балла.

 

III. Знание теории литературы

  1. Назовите жанр произведений:

А) Поэма.

Б) Повесть.

В) Роман.

Г) Баллада.

Д) Комедия.

Оценка: по 1 баллу, максимум за задание - 5 баллов.

 

  1. Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность и подчеркивающее его смысл:

Шипенье пенится бокалов

    И пунша пламень голубой…

                               А.С. Пушкин

Оценка: за определение – 1 балл, за пример – 1 балл, максимум за задание - 2 балла.

 

IV. Анализ эпизода

В помощь учителю.

Примерный план анализа эпизода в литературном произведении.

1.     Минисюжет.

2.     Проблема (вопрос), решаемая автором в эпизоде.

3.     Герои эпизода, их отношение к событию, проблеме, друг другу.

4.     Портретная характеристика героев.

5.     Пейзаж и его смысловая нагрузка.

6.     Поведение действующих лиц, поступки или слова героев, через которые раскрывается характер, внутренний мир личности.

7.     Авторское отношение к событию.

8.     Авторское отношение к проблеме.

9.     Психологическое мастерство автора.

10.   Художественные приемы, используемые автором:

     • изобразительные средства; • художественная деталь; • цвет, свет, звук.

11.  Эпизод как часть целого:

      • определить тип эпизода (идейно значимый, кульминационный, побочный);

            • роль эпизода в произведении: как готовит нас эпизод к последующему ходу событий?

 

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 10 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 5 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 5 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

 

Оценка: 30 баллов.

 

 

Общая сумма баллов за работу - 50.

Категория: Олимпиады | Добавил: маргаритка
Просмотров: 3447 | Загрузок: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |