ОЛИМПИАДА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
9
КЛАСС
I. Знание текстов художественных
произведений
1.
О
ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения.
1)
Привычка
усладила горе,
Неотразимое
ничем;
Открытие
большое вскоре
Её
утешило совсем.
Она
меж делом и досугом
Открыла
тайну, как супругом
Самодержавно
управлять,
И
все тогда пошло на стать.
Она
езжала по работам,
Солила
на зиму грибы,
Вела
расходы, брила лбы,
Ходила
в баню по субботам,
Служанок
била осердясь –
Все
это мужа не спросясь.
2)
Конечно
нет в нём этого ума,
Что
гений для иных, а для иных чума,
Который
скор, блестящ и скоро опротивит,
Который
свет ругает наповал,
Чтоб
свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да
этакий ли ум семейство осчастливит?
3)
Ему,
казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные
дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с
хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог
вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться
с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали
теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности
будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели
широкую силу качеств льва.
II. Знание истории литературы
- Назовите сборник, в который Н.В. Гоголь включил
свое произведение «Майская ночь, или Утопленница».
- Что связывает Чёрную речку и гору Машук?
III. Знание теории литературы
- Назовите жанр произведений:
А)
Н.А. Некрасов, «Дедушка».
Б)
Н.М. Карамзин, «Марфа Посадница».
В)
А.С. Пушкин, «Арап Петра Великого».
Г)
В.А. Жуковский, «Лесной царь».
Д)
Д.И. Фонвизин, «Недоросль».
- Что такое аллитерация? Дайте определение
этому понятию и приведите пример.
IV. Анализ эпизода
Прочитайте
фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните смысл,
художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
Мне приснился сон,
которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто
пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель
извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться
суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.
Я находился в том
состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с
ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы
еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский
двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не
прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел
бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу:
матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит
она мне, - отец болен, при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный
страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят
люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает
полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал: он воротился, узнав о твоей
болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.
Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело
на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это
значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» -
«Всё равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй
у него ручку, и пусть он тебя благословит...». Яне соглашался. Тогда мужик
вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.
Я хотел бежать... и
не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в
кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня окликал, говоря: «Не бойсь,
подойди под мое благословение...». Ужас и недоумение овладели мною... И в эту
минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич держал меня за руку, говоря:
«Выходи, сударь, приехали».
Ответы к заданиям для 9 класса.
I. Знание текстов художественных
произведений
1)
О
матери Татьяны Лариной (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
2)
О
Молчалине (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)
3)
Об
Остапе (Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»)
Оценка: за героя – 1 балл, за
автора – 1 балл, за название произведения – 1 балл.
Максимум 9 баллов.
II.
Знание истории литературы
1.
«Вечера
на хуторе близ Диканьки»
2.
Черная
речка и гора Машук – места дуэлей Пушкина и Лермонтова.
Оценка: по 2 балла за каждый
верный ответ. Максимум за 2 ответа - 4
балла.
III.
Знание теории литературы
- Назовите жанр произведений:
А)
Поэма.
Б)
Повесть.
В)
Роман.
Г)
Баллада.
Д)
Комедия.
Оценка: по 1 баллу, максимум за
задание - 5 баллов.
- Аллитерация – повторение однородных согласных,
придающее стиху особую выразительность и подчеркивающее его смысл:
Шипенье пенится бокалов
И пунша пламень голубой…
А.С. Пушкин
Оценка: за определение – 1 балл,
за пример – 1 балл, максимум за задание - 2
балла.
IV.
Анализ эпизода
В помощь учителю.
Примерный план анализа эпизода в
литературном произведении.
1.
Минисюжет.
2.
Проблема
(вопрос), решаемая автором в эпизоде.
3.
Герои
эпизода, их отношение к событию, проблеме, друг другу.
4.
Портретная
характеристика героев.
5.
Пейзаж
и его смысловая нагрузка.
6.
Поведение
действующих лиц, поступки или слова героев, через которые раскрывается
характер, внутренний мир личности.
7.
Авторское
отношение к событию.
8.
Авторское
отношение к проблеме.
9.
Психологическое
мастерство автора.
10. Художественные приемы, используемые автором:
• изобразительные средства; •
художественная деталь; • цвет, свет, звук.
11. Эпизод как часть целого:
• определить тип эпизода (идейно
значимый, кульминационный, побочный);
• роль эпизода в произведении: как
готовит нас эпизод к последующему ходу событий?
При оценке работы учитываются:
- глубина постижения произведения
(темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной
идеи, образа повествователя) – до 10 баллов;
- знание фактического материала
из истории и теории литературы и умение использовать его – до 5 баллов;
- умение определять авторскую
позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 5 баллов;
- композиционная стройность, язык
и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая
грамотность) – до 10 баллов.
Оценка: 30 баллов.
Общая сумма
баллов за работу - 50.
|