ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
I. Перед вами отрывки из повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Назовите имена героев, которых описывает
автор.
1)
...Молодой
офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно
живым. ...Разговор его был остер и занимателен.
2)
Никогда
не забуду этого человека. Ему, казалось, лет за семьдесят. У него не было ни
носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых
волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще
огнем.
3)
Черты
лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.
II. Перед вами отрывки из
произведений русских поэтов и писателей, посвященных событиям Отечественной
войны 1812 г. Назовите фамилии авторов.
1)
Умолкшие
холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте
мне ваш день, день вековечной славы,
И
шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой
меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали
сильные. Счастливцы горделивы
Невольным
пахарем влекут меня на нивы...
2)
Наполним
кубок круговой!
Дружнее!
руку в руку!
Запьем
вином кровавый бой
И
с падшими разлуку.
Мой
друг! я видел море зла
И
неба мстительного кары:
Врагов
неистовых дела,
Войну
и гибельны пожары.
3)
Изведал
враг в тот день немало,
Что
значит русский бой удалый,
Наш
рукопашный бой!..
Земля
тряслась - как наши груди,
Смешались
в кучу кони, люди,
И
залпы тысячи орудий
Слились
в протяжный вой...
4)
Офицеры,
ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе,
обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая
поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и
восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! Как сладки
были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости
и любви к государю! А для него какая была минута!
III. Вспомните название древнерусской
повести XVI
века, поэтически рассказавшей о любви мужа и жены, подвергшихся проискам
дьявола, но сохранивших веру и любовь. Известно, что оба героя были
историческими лицами и после смерти были канонизированы.
IV. Соотнесите произведения, жанры и
авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в
каждой колонке).
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
- «Персиваль, или Повесть о Граале»
|
|
|
- «Белые ночи»
|
|
|
- «Капитан Сорвиголова»
|
|
|
- «Оливер Твист»
|
|
|
- «Буря»
|
|
|
- «Марфа Посадница»
|
|
|
- «Боярин Орша»
|
|
|
- Князь Серебряный»
|
|
|
- «Зверобой»
|
|
|
- Продавец воздуха»
|
|
|
Жанр: 1) историческая повесть; 2)
неоконченный рыцарский роман; 3) сентиментальный роман; 4) исторический роман;
5) поэтическая сказка; 6) финальная часть историко-приключенческой эпопеи; 7)
фантастическая повесть; 8) роман воспитания; 9) романтическая историческая
поэма; 10) приключенческий роман.
Автор: 1) Ч.Диккенс; 2) Н.М.Карамзин; 3)
А.Беляев; 4) А.К.Толстой; 5) Кретьен де Труа; 6) Л.Буссенар; 7) У.Шекспир; 8)
Ф.М.Достоевский; 9) М.Ю.Лермонтов; 10) Ф.Купер.
V.
Творческое задание
Напишите
литературоведческую статью на тему «Пейзаж» или «Портрет». Не забудьте привести
примеры.
Ответы к заданиям для 8 класса.
I.
1) Швабрин; 2) башкирец, приведенный
на пытки; 3) Пугачев.
Оценка: 3
балла.
II.
1)
Д.В. Давыдов; 2) В.А. Жуковский; 3) К.Н. Батюшков; 4) М.Ю. Лермонтов;
5)
А.С. Пушкин.
Оценка:
5 баллов.
III. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских»
Оценка: 2
балла.
IV.
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
1. «Персиваль, или Повесть о
Граале»
|
2
|
5
|
2. «Белые ночи»
|
3
|
8
|
3. «Капитан Сорвиголова»
|
10
|
6
|
4. «Оливер Твист»
|
8
|
1
|
5. «Буря»
|
5
|
7
|
6. «Марфа Посадница»
|
1
|
2
|
7. «Боярин Орша»
|
9
|
9
|
8. Князь Серебряный»
|
4
|
4
|
9. «Зверобой»
|
6
|
10
|
10. Продавец воздуха»
|
7
|
3
|
Оценка: по 1 баллу за каждый
правильный ответ, максимум за все задание - 20 баллов.
V.
Творческое задание
Оценка: до 6 баллов.
Общая сумма
баллов 36.
|