Материалы для олимпиады 6 класс. 1. Вспомните произведения, в которых встречаются эти имена и фамилии: А) Овсов, Жеребцов Б) Вакула, Солоха В) Костылин, Жилин Г) Тыбурций, Валек, Маруся Назовите авторов этих произведений. 2. С именами каких русских писателей связаны эти места: А) Михайловское, Царский Лицей, Москва Б) Петербург, Пятигорск, Москва 3. Из каких произведений эти фрагменты? Кто их авторы? Докажите свое мнение. А) Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут... Б) «Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». В) Это он, это он, Ленинградский почтальон. У него сегодня много Писем В сумке на боку … 4. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной»? С каким чувством рассказывает поэт о Саше и её няне? Какие ещё стихотворения о детстве вы знаете? Назовите. Н.А. НЕКРАСОВ САША (отрывок) В зимние сумерки нянины ________ Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Няня кричит: «Не убейся, _________!» Саша, салазки свои погоняя, Весело мчится. На полном бегу Набок салазки – и Саша в _________! Выбьются косы, растреплется ________ – Снег отряхает, смеётся, голубка! Не до ворчанья и няне ________: Любит она её смех молодой… 5. Выпишите из стихотворения И.Бунина художественные приемы. Объясните, в чем они заключаются. Определите рифму стихотворения.
В голых рощах веял холод… Ты светился меж сухих, Мёртвых листьев… Я был молод, Я слагал свой стих – И навек сроднился с чистой Молодой моей душой Влажно-свежий, водянистый, Кисловатый запах твой! И. Бунин 6. Вспомните и запишите произведения, в названии которых встречаются цифры. 7. В произведении «Маленький принц» есть крылатая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите 3 аргумента, опираясь на свой читательский опыт.
Ответы к заданиям для 6 класса. 1. А) А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» Б) Н.В.Гоголь «Ночь накануне Рождества» В) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Г) В.Г.Короленко «Дети подземелья» За каждый верный ответ – 2 балла. Всего 8 баллов. 2. А) А.С.Пушкин Б) М.Ю.Лермонтов За каждый верный ответ – 1 балл. Всего 2 балла. 3. А) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина. Б) Басня «Свинья под дубом» И. Крылова. В) Стихотворение С. Маршака о Б. Житкове «Почта». За каждый верный ответ – 2 балла. Всего 6 баллов. 4. Участник олимпиады должен закончить стихотворные строчки, подобрав правильную рифму(5 баллов) и объяснить строку «Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной»(1 балл). Этот приём – сравнение: катилась с горы так быстро, как летит стрела. Автор любуется идиллией отношений няни и её воспитанницы – 1 балла. Ученик называет несколько стихотворений о детстве, которые знает – 2 балла. Ученик назвал авторов стихотворений – 1 балл. Всего 10 баллов
САША (отрывок) Н.А. НЕКРАСОВ В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!» Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу Набок салазки – и Саша в снегу!
Выбьются косы, растреплется шубка – Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой: Любит она её смех молодой…
5. Эпитеты: «мертвые листья», «влажно-свежий, водянистый, кисловатый запах». Метафоры: «в голых рощах веял холод», «сроднился с душой» Повтор: «Я» Рифма – перекрестная. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов -5. 6. За произведения, в названии которых встречаются цифры, по 1 баллу. Всего 3 балла. 7. За точность ответа- 2 балла, за аргументацию – 3 балла, за композицию – 2 балла, за речь -3 балла. Всего -10 баллов. Максимальное количество баллов за работу -44 балла.
|