Задание для олимпиады по
литературе. 10 класс
Сопоставьте лирические
произведения разных авторов с похожими названиями. Обратите внимание на
схожесть темы и различия в обрисовке основного образа.
Н.А.Некрасов
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой
тревожить не хочу,
Довольно мы с
тобою проклинали.
Один я умираю, -
и молчу.
К чему хандрить,
оплакивать потери?
Когда б хоть
легче было от того!
Мне самому, как
скрип тюремной двери,
Противны стоны
сердца моего.
Всему конец.
Ненастьем и грозою
Мой тёмный путь
недаром омрача,
Не просветлеет
небо надо мною,
Не бросит в душу
тёплого луча.
Волшебный луч
любви и возрожденья!
Я звал тебя – во
сне и наяву,
В труде, в
борьбе, на рубеже паденья
Я звал тебя, -
теперь уж не зову!
Той бездны сам я
не хотел бы видеть,
Которую ты можешь
осветить…
То сердце не
научится любить,
Которое устало
ненавидеть.
А.А. Фет
Пришла и села.
Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой
повторяю стих;
И если дар мой
пред тобой ничтожен,
То ревностью не
ниже я других.
Заботливо храня
твою свободу,
Непосвященных я к
тебе не звал,
И рабскому их
буйству я в угоду
Твоих речей не
осквернял.
Всё та же ты,
заветная святыня,
На облаке,
незримая богиня,
В венце из звёзд,
нетленная богиня,
С задумчивой
улыбкой на челе.
Сопоставительный анализ лирических произведений (критерии оценки)
Идейно-тематическое
содержание (10б.):
- ведущие темы и мотивы;
- основная мысль;
- мысли и
чувства лирического героя;
- их
эмоциональ-
ная
окрашен-
ность.
|
Умение
сопоставления мыслей и чувств лирических героев (10б).
|
Умение
применять (10б.)
- историко-литературные сведения;
- теоретико-литературные понятия:
ритмика,
стихотворный размер, рифма и другие особенности стиха
|
Стиль
работы учащегося (10б.):
- композици-онная стройность;
- логичность, ясность изложения;
- речевая
грамотность.
|
Индивидуальность,
оригинальность восприятия и трактовки художественного текста (10б.)
|
Общее
количество баллов (50б.)
|
|