Вариант 2
Ф.И.____________________________________________________________________
ОУ______________________________________________________________________
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В8
(1)Когда солнце растопило чёрный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запахов, во двор вышел Геня Пираплетчиков. (2)Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её как унижение. (3)У него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)Во дворе его все задирали и дразнили. (5) Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
(б)Однажды вечером бабушка горько сетовала на то, что внука всегда обижают.
- (7)Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8)Я не вижу другого выхода, - отозвалась мать.
(9)Вечером накануне дня рождения мать вышла во двор и сама пригласила ребят. (10)К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение. (11)Геня тоскливо оглядывал комнату. (12)Болыпе всего его смущали блестящее чёрное пианино - такого наверняка ни у кого не было - и портрет Бетховена! (13)Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ввалятся шумные, веселые и непримиримые враги... (14) Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: складывал из газеты кораблик с парусом. (15)Геня был великим мастером этого бумажного искусства.
(16)Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола. (17)Мать села за пианино и заиграла «Турецкий марш», а потом Бетховена. (18)Дети заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. (19)Это была невообразимая картина: человек двенадцать детей и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
(20)Ужасное напряжение, в котором пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет, и никто не смеётся. (21)А потом мать предложила поиграть в фанты, но оказалось, что фантов, к сожалению, ни у кого нет. (22)У подоконника один из мальчиков крутил в руках бумажный кораблик, потом положил его на стол и сказал:
- (23)Это будет мой фант.
- (24)Геня, сделай девочкам фанты, - попросила мать.
(25)Головки мальчишек и девчонок склонились над столом. (26)Лодка... кораблик... стакан... хлебница... рубашка... (27)Геня едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (28)Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
(29)Геня не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (ЗО)Он был ничем не хуже их. (31)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (32)Он словно впервые увидел их лица: они были совершенно не злые... (ЗЗ)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.
(34)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки... (По Л. Улицкой)
Людмила Евгеньевна Улицкая - современная писательница,сценарист; переводчик.
К каждому заданию А1-А4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А4 обведите кружком.
А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама решила пригласить ребят, которые обижали Геню, на его день рождения?»
- (1) Когда солнце растопило черный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запахов, во двор вышел Геня Пираплетчиков.
- (7) Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8) Я не вижу другого
выхода, — отозвалась мать.
- (75) Геня был великим мастером этого бумажного искусства.
- (16) Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «напряжение» (предложение 20).
1) давление 2) усилие 3) старание 4) волнение
АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение.
2) Больше всего его смущали блестящее чёрное пианино — такого наверняка ни у кого не
было - и портрет Бетховена!
3) Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
4) Казалось, что мальчик совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОХОД все согласные глухие.
2) В слове РАЗГНЕВАННЫЙ все согласные звонкие.
3) В слове ГОЛУБЬ произносится [п'].
4) В слове ОШИБИТЬСЯ произносится звук [ с ].
А5. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой определяется наличием суффикса -А-___________________________________
А6. Из предложений 16-18 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от значения.
_________________________________________________________________________________________
А7. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»___________________
В1. Замените разговорное слово «ввалятся» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним._________________________________________________
В2. Замените словосочетание «тоскливо оглядывал» (предложение 11), построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._____________________________________________________________________
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
_________________________________________________________________________________________
В4. Среди предложений 16-19 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.____________________________________________________________
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.____________________________
А потом мать предложила поиграть в фанты,(1) но оказалось,(2) что фантов,(3) к сожалению, ни у кого нет.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой._______
В7. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. ____________________________________________________________________________
Геня сидел у подоконника,(1) спиной к столу,(2) и старался не думать о том,(3) как сейчас в его дом ввалятся шумные, (4) веселые и непримиримые враги.
В8. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого предложения._____________________________________
2 вариант
№ задания
|
Ответ
|
А1
|
2
|
А2
|
4
|
А3
|
3
|
А4
|
4
|
А5
|
задирали
|
А6
|
пришли
|
А7
|
заложен
|
|
В1
|
ворвутся, вторгнутся, войдут, вступят
|
В2
|
с тоской оглядывал; оглядывал с тоской
|
В3
|
ребята пришли и расселись;
ребята пришли, расселись
|
В4
|
18,19; 19,18
|
В5
|
3,4; 4,3
|
В6
|
2
|
В7
|
3
|
В8
|
1
|
|