Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 27.11.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Готовимся к ЕГЭ

Сложные предложения
09.02.2016, 17:34
 
Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________
Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния, его одинокой страннической души.
М.Горький
Лучше писать просто невозможно... Бунин творит поэзию из всего, о чем бы он ни писал.
М.Алданов
 
Работа с поэтическим текстом
И.А. Бунин «Сказка».
...И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарен
Весь лес был солнцем и от солнца
Веселым блеском напоен,
Узорами ложились тени
На теплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жесткой,
Смола, прозрачнее стекла...
Мне снилось северное море.
Лесов пустынные края.
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
1903–1904
 
Задание 1.
1) Объясните смысл названия.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Объясните значение слова лукоморье.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Выпишите словосочетания, в которых главным словом являются существительные блеск, отблеск.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Какие еще слова передают ощущение света, сияния? 
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Найдите в стихотворении все сложные предложения, определите их вид.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Объясните постановку тире в последнем предложении.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Задание 2
1) Прочитайте отрывки из стихотворений И.Бунина. Найдите ключевые слова, передающие ощущение света, сияния.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Найдите сложные предложения, определите вид сложных предложений.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Чем осложнена вторая часть сложного предложения во втором отрывке? Что соединяет третий союз и?
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
4) Определите вид второго предложения в 5-м отрывке,
1. И в дали таинственной и зыбкой 
Из-за гор восходит солнца свет,
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.
2. И день сиял, и млели розы,
Головки шумные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
3. А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
4. Сонный туман на лугах серебрится,
Черный туман отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
5. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.
 
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Самостоятельная работа
Задание 3. Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания (знаки препинания не расставлены, кроме 11-го предложения). Обратите внимание на ключевые слова. Определите вид предложений, запишите их номера, заполнив таблицу.
Простые предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
1.   Солнце   сверкает   сбоку   и   дорога   укатанная   после   дождей   телегами   замаслилась   и   блестит   как   рельсы.
2.   Погасал   его   (солнца)   блеск   закрывалось   окошечко   в   голубое   небо   а   в   саду   становилось   пустынно   и   скучно   и   снова   начинал   сеять   дождь.
3.   Мокрые   точно   сразу   похудевшие   лошади   шлепали   блестя   подковами   по   синей   грязи   тарантас   влажно   шуршал.
4.   Черный   сад   будет   сквозить   на   холодном   бирюзовом   небе   и   покорно   ждать   зимы   пригреваясь   в   солнечном   блеске.
5.   Ветер   замирал   сонно   ползали   пчелы   по   цветам   у   балкона   совершая   свою   неспешную   работу   и   в   тишине   слышался   только   ровный   струящийся   как   непрерывный   мелкий   дождь   лепет   серебристой   листвы   тополей.
6.   Внезапно   молчаливые   тучи   распахнулись   такой   бездной   бледно-голубого   света   что   в   самой   глубине   лесов   мелькнули   озаренные   им   стволы   пальм   бананов   и   хижины   под   ними.
7...   солнце   озаряло   вершины   картинной   аллеи   осыпанных   редким   и   мелким   золотом   белоствольных   берез   и   прелестный   радостный   и   неуловимо-лиловатый   тон   был   в   этих   белых   с   золотом   вершинах   сквозивших   на   лазури.
8.   Справа   среди   высоких   и   тонких   в   разные   стороны   изогнутых...   стволов   стелются   глубокие   шелковистые   пески   блещет   золотое   жаркое   зеркало   водной   глади.
9.   Сумерки   начинают   наливаться   тем   сказочным   оранжево-золотистым   светом   который   всегда   возникает   в   тропиках   после   заката.
10.   А   большой...   балкон   сиял   свечами   в   стеклянных   колпаках   осыпанных   несметной   мошкарой   блестел   скатертью   длинного   стола   уставленного   посудой   и   вазами   со   льдом.
11. Митя еще раз остановился, обернулся на мгновение: вечерний жук медленно плыл и гудел где-то возле него, точно сея тишину, успокоение и сумерки, но еще светло было от зари, охватившей полнеба... ровным... светом первых летних зорь, а над крышей дома – высоко блестел в прозрачной... пустоте острый серп только что народившегося месяца.
12.   ...над   садом   торжественно   и   радостно   сияло   небо   и   соловей   уже   чуя   предвечерний   холодок   четко   и   сильно   щелкал   в   светлой   зелени   дальних   кустов.
 
Синтаксический разбор предложения
Задание 4. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор, начертите схему.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Самостоятельная работа
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые.
Определите вид сложного предложения, начертите схему. Чем осложнены части этого сложного предложения?
Б___гровое   пламя   с   оглушительным   треском   ____________________блес(?)нет   к   небу   осл___пит   ____________________(на)   миг   и   погас___т   звезды   а   бодрое   эхо   кольцом   грянет   и   раскатится   по   г___ризонту   ___________________далеко   (далеко)   зам___рая   в   чистом   воздухе.
 
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Задание 6. Определите количество грамматических основ в предложении, определите его вид.
Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткой двигались и волновались от ветра.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Работа над средствами языковой выразительности
Вы, наверное, уже обратили внимание на обилие эпитетов в стихотворении И.Бунина «Сказка». Найдите их и запишите.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Какие еще средства языковой выразительности вы заметили в бунинских поэтических текстах? Назовите их.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Домашнее задание
Выпишите из произведений И.Бунина 5 предложений разных видов, желательно с теми же ключевыми словами: блеск, свет, сияние.
Или выполните упр. 502 (работа с текстом И.Бунина).
Ответ:____________________________________________________________
________________________________________
 
Категория: Готовимся к ЕГЭ | Добавил: маргаритка
Просмотров: 1824 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 173
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 |