Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния, его одинокой страннической души.
М.Горький
Лучше писать просто невозможно... Бунин творит поэзию из всего, о чем бы он ни писал.
М.Алданов
Работа с поэтическим текстом
И.А. Бунин «Сказка».
...И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарен
Весь лес был солнцем и от солнца
Веселым блеском напоен,
Узорами ложились тени
На теплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жесткой,
Смола, прозрачнее стекла...
Мне снилось северное море.
Лесов пустынные края.
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
1903–1904
Задание 1.
1) Объясните смысл названия.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Объясните значение слова лукоморье.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Выпишите словосочетания, в которых главным словом являются существительные блеск, отблеск.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Какие еще слова передают ощущение света, сияния?
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Найдите в стихотворении все сложные предложения, определите их вид.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Объясните постановку тире в последнем предложении.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2
1) Прочитайте отрывки из стихотворений И.Бунина. Найдите ключевые слова, передающие ощущение света, сияния.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Найдите сложные предложения, определите вид сложных предложений.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Чем осложнена вторая часть сложного предложения во втором отрывке? Что соединяет третий союз и?
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Определите вид второго предложения в 5-м отрывке,
1. И в дали таинственной и зыбкой
Из-за гор восходит солнца свет,
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.
2. И день сиял, и млели розы,
Головки шумные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
3. А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
4. Сонный туман на лугах серебрится,
Черный туман отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
5. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Задание 3. Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания (знаки препинания не расставлены, кроме 11-го предложения). Обратите внимание на ключевые слова. Определите вид предложений, запишите их номера, заполнив таблицу.
Простые предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
1. Солнце сверкает сбоку и дорога укатанная после дождей телегами замаслилась и блестит как рельсы.
2. Погасал его (солнца) блеск закрывалось окошечко в голубое небо а в саду становилось пустынно и скучно и снова начинал сеять дождь.
3. Мокрые точно сразу похудевшие лошади шлепали блестя подковами по синей грязи тарантас влажно шуршал.
4. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы пригреваясь в солнечном блеске.
5. Ветер замирал сонно ползали пчелы по цветам у балкона совершая свою неспешную работу и в тишине слышался только ровный струящийся как непрерывный мелкий дождь лепет серебристой листвы тополей.
6. Внезапно молчаливые тучи распахнулись такой бездной бледно-голубого света что в самой глубине лесов мелькнули озаренные им стволы пальм бананов и хижины под ними.
7... солнце озаряло вершины картинной аллеи осыпанных редким и мелким золотом белоствольных берез и прелестный радостный и неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших на лазури.
8. Справа среди высоких и тонких в разные стороны изогнутых... стволов стелются глубокие шелковистые пески блещет золотое жаркое зеркало водной глади.
9. Сумерки начинают наливаться тем сказочным оранжево-золотистым светом который всегда возникает в тропиках после заката.
10. А большой... балкон сиял свечами в стеклянных колпаках осыпанных несметной мошкарой блестел скатертью длинного стола уставленного посудой и вазами со льдом.
11. Митя еще раз остановился, обернулся на мгновение: вечерний жук медленно плыл и гудел где-то возле него, точно сея тишину, успокоение и сумерки, но еще светло было от зари, охватившей полнеба... ровным... светом первых летних зорь, а над крышей дома – высоко блестел в прозрачной... пустоте острый серп только что народившегося месяца.
12. ...над садом торжественно и радостно сияло небо и соловей уже чуя предвечерний холодок четко и сильно щелкал в светлой зелени дальних кустов.
Синтаксический разбор предложения
Задание 4. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор, начертите схему.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые.
Определите вид сложного предложения, начертите схему. Чем осложнены части этого сложного предложения?
Б___гровое пламя с оглушительным треском ____________________блес(?)нет к небу осл___пит ____________________(на) миг и погас___т звезды а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по г___ризонту ___________________далеко (далеко) зам___рая в чистом воздухе.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 6. Определите количество грамматических основ в предложении, определите его вид.
Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткой двигались и волновались от ветра.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работа над средствами языковой выразительности
Вы, наверное, уже обратили внимание на обилие эпитетов в стихотворении И.Бунина «Сказка». Найдите их и запишите.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие еще средства языковой выразительности вы заметили в бунинских поэтических текстах? Назовите их.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Домашнее задание
Выпишите из произведений И.Бунина 5 предложений разных видов, желательно с теми же ключевыми словами: блеск, свет, сияние.
Или выполните упр. 502 (работа с текстом И.Бунина).
Ответ:____________________________________________________________
________________________________________