Вариант 1. Задание A1. В каком слове ударение на втором слоге? 1) брала 3) алфавит 2) начали 4) километр 1 2 3 4
________________________________________
Задание A2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложении нельзя заменить причастным оборотом? 1) Просторная перспектива, которая открывалась с возвышенности, вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя. 2) Мы плыли в тумане, который закрыл берег и море. 3) Дорога, которая огибает голые скалы, вьется по глубокой ложбине. 4) Она оказалась той, которую он ждал всю свою жизнь. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A3. Укажите строку, в которой нарушена морфологическая норма: 1) две пары носок 2) погреба (мн.ч.) 3) открыть валета 4) к тысяча шестьсот семьдесят восьмому году 1 2 3 4
________________________________________
Задание A4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Обернувшись к окну, 1) у меня упала чашка. 2) мне пришлось быть осторожной, чтобы не спугнуть птицу. 3) замерла, чтобы не спугнуть птицу. 4) ей показалось, что кто-то стучится. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A5. Укажите место пропущенного предложения: Для современников же он был почти классиком. А. Читательские оценки современников, как свидетельствуют факты, не всегда совпадают с мнениями потомков. Б. …, М.А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было известно имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так силён и живописен, никогда не пользовался такой известностью». В. Теперь имя П.И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти забыто. Г. Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклонников и поклонниц. 1) между А и Б 2) между Б и В 3) между В и Г 4) после Г 1 2 3 4
________________________________________
Задание A6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) зан..мательный, ед..нение, прим..рение 2) ут..хающий, осл..пительный, расст..лается 3) охл..ждённый, несг..раемый, р..стительный 4) заморо..ки, воскре..ший, всколь..ь 1 2 3 4
________________________________________
Задание A7. В каком слове произносится согласный [д’]? 1) дом 2) глядеть 3) код 4) дрова 1 2 3 4
________________________________________
Задание A8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений? А. Это животное хорошо приспособлено для жизни в пустыне. Б. Горб верблюда – кладовая жира. В. Он растет при изобилии пищи и уменьшается в периоды засухи и нехватки еды. Г. Верблюд может подолгу обходиться без пищи, потому что несёт её запасы с собой на спине в одном или двух горбах. 1) это животное 2) горб верблюда 3) он растёт и уменьшается 4) может обходиться 1 2 3 4
________________________________________
Задание A9. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Исчезла ревность и досада. 2) Он был толстый мужик с крупной шишкой-носом. 3) Вошедший в палату врач Петров направился к больной. 4) Они надеялись и верили в возможность улучшения ситуации. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A10. Определите стиль и тип речи. (1) Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. (2) Ленинград – город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными. (3) Может, по количеству книг на жителя это был первый город в стране. (4) Причем книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. (5) Ленинград славился своими букинистами. (6) Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была занята книжными магазинами… (7) Здесь можно было найти все – старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники… (8) От блокады книга сильно страдала. (9) Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. (10) Но книгу и защищали, её спасали. (11) Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. (12) Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички. (13) Никто не заставлял их. (14) Они любили книгу, они служили книге, поэтому они её спасали. (А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга».) 1) научно-популярный стиль; рассуждение 2) публицистический; повествование 3) публицистический стиль; рассуждение 4) художественный стиль; рассуждение 1 2 3 4
________________________________________
Задание A11. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне? 1) пор..сль, к..мпаньон, г..рячий 2) р..стение, кр..пива, прик..саться 3) прот..реть, нат..рать, к..снуться 4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть 1 2 3 4
________________________________________
Задание A12. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. Корень учения горек, ЗА(ТО) плод сладок. 1) ЗАТО — всегда пишется слитно. 2) ЗА ТО — всегда пишется раздельно. 3) ЗАТО — здесь это сочинительный союз, пишется слитно. 4) ЗА ТО — здесь это местоимение с предлогом ЗА, пишется раздельно. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A13. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора? (1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (3) В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем… (5) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8) Умерли — и довольны. (9) Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности». (10) В подсознание — основную творческую лабораторию человека — попадает только то, что прошло через чувства. (11) Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12) От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13) Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит все тело, весь человек. (14) И так любые события. (15) По телевидению мы были везде, на всей планете, и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания. (18) «Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно» — пел В. Высоцкий. (19) Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20) Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные, другие, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания — наркообразные. (В. Кутырев) 1) 11; 2) 13; 3) 6; 4) 20; 1 2 3 4
________________________________________
Задание A14. В каком предложении использована метафора? (1) Когда я поступал в институт, я был, пожалуй, один из двух или трех ребят в классе, которые решили идти на гуманитарный факультет, и меня все очень жалели: «На что ты будешь жить?» (2) Преимущество технического образования было очевидно.(3) Потом в какой-то момент они приходили ко мне и говорили: «Ой, дураки мы дураки, ой ты нас всех обманул, смотри, вот у тебя время свободное». (4) Им показалось, что творческая профессия и вообще гуманитарная профессия имеет свои плюсы. (5) Сейчас гуманитарные профессии просто в полном упадке. (6) Конечно, все устроится и опять, я думаю, часть гуманитарных профессий может стать престижными и популярными. (7) Вы понимаете, человечество так привычно изменяется в своих пристрастиях, что даже срок в полвека не дает нам сделать жесткий вывод. (8) Сейчас торгово-финансовые профессии вышли на первый план, и в выгодном положении те, кто хватко понимает, как можно просуществовать, продав, купив, поставив на определенный продукт. (9) Для меня вообще чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. (10) Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, вдруг воспарил и смотрит на всех сверху вниз? (11) Эти люди, с одной стороны, вызывают у меня какую-то такую улыбку, а с другой стороны, они мне абсолютно противопоказаны и страшны. (Ю. Ряшенцев) 1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) 7; 1 2 3 4
________________________________________
Задание A15. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? 1) На гарцующ..й лошад.. 2) В одурманивающ..м испарени.. 3) Затупивш..мся лезви..м 4) О приближающ..йся комет.. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A16. В каком ряду на месте всех пропусков пишется одна и та же буква? 1) об идеал.. будущ..го, к играющ..м на роял.. 2) у находящ..хся в размышлени.., с играющ..ми у речк.. 3) с недостающ..м задании..м, о вымирающ..м племен.. 4) о следующ..м пут.., (обратиться) к Дарь.. и Юли.. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A17. В каком предложении вместо слова УДАЧЛИВЫЙ нужно употребить слово УДАЧНЫЙ? 1) Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение о современной жизни. 2) Моего брата не случайно называют УДАЧЛИВЫМ человеком. 3) Не знаю, УДАЧЛИВЫЙ ли он человек. 4) УДАЧЛИВЫЙ в делах. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. 2) Борьба учила хитрости осторожности зоркости смелости. 3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. 4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A19. Укажите правильное решение пунктограммы в данном предложении (цифрами указаны возможные места расположения запятых): Не злись (1) сестричка! Я (2) честное слово (3) не знаю ничего! 1) 1 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3 1 2 3 4
________________________________________
Задание A20. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) побледнев 2) беззаботно 3) насмотрелся 4) погрузка 1 2 3 4
________________________________________
Задание A21. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. Стоит пораньше выйти из дома, ЧТО(БЫ) успеть на поезд. 1) ЧТОБЫ — всегда пишется слитно. 2) ЧТО БЫ — всегда пишется раздельно. 3) ЧТОБЫ — здесь это подчинительный союз. 4) ЧТО БЫ — здесь это местоимение с частицей БЫ. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A22. Укажите неверное объяснение орфограммы (приставки ПРИ-, ПРЕ-). 1) прИкупить – доведение действия до конца 2) прЕградить – близка к приставке ПЕРЕ- 3) прИгородный – нахождение вблизи чего-либо 4) прИтормозить – неполнота действия 1 2 3 4
________________________________________
Задание A23. Какой частью речи является слово ЗАТО в предложении Б? A. Они осыпали вражеский строй дротиками, а потом отбегали, и железные латники не могли их догнать. Б. Наемники ничего не умели, кроме как воевать, зато воины они были несравненные. B. А когда им дали вместо коротких копий длинные, оказалось, что они могут принять бой даже в строю. Г. Они бились в холщовой куртке вместо панциря, в кожаных сапогах вместо поножей, с легким щитом в виде полумесяца. 1) местоимением; 2) наречием; 3) союзом; 4) частицей ; 1 2 3 4
________________________________________
Задание A24. Объясните постановку тире в данном ниже предложении. Сыр выпал — с ним была плутовка такова. 1) предложение рисует быструю смену событий 2) в предложении содержится противопоставление 3) первое предложение обозначает условие того, о чем говорится во втором предложении 4) второе предложение заключает в себе вывод того, что говорится в первом 1 2 3 4
________________________________________
Задание A25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? День такой яркий (1) что даже с отмели видно (2) как за версту сверкает рыбья чешуя (3) словно серебряная. 1) 1, 2, 3 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2 1 2 3 4
________________________________________
Задание A26. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю? 1) се..щий пшеницу, (они) бор..тся 2) испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся 3) дорогосто..щий, (они) пропол..т 4) ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте) 1 2 3 4
________________________________________
Задание A27. В каком слове произносится гласная [э]? 1) сервис 2) берет 3) кодекс 4) темперамент 1 2 3 4
________________________________________
Задание A28. Какая характеристика соответствует предложению А? А. Читательские оценки современников, как свидетельствуют факты, не всегда совпадают с мнениями потомков. Б. …, М.А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было известно имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так силён и живописен, никогда не пользовался такой известностью». В. Теперь имя П.И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти забыто. Г. Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклонников и поклонниц. 1) сложное бессоюзное 2) сложноподчиненное 3) простое, осложненное сравнительным оборотом 4) простое, осложненное вводным предложением 1 2 3 4
________________________________________
Задание A29. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 1) отмет..вший, увд..л 2) прикрепля..мый, стел..щийся 3) (спортсмены ) бор..тся, ла..щий (кашель) 4) дыш..щий, плач..щий. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A30. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Храня письмо друга, 1) мне понадобилось много времени на ответ. 2) у меня было желание его перечитывать. 3) я мечтал встретиться с ним. 4) это помогает лучше понять его. 1 2 3 4
________________________________________
Задание A31. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 1) С верхн..й полк.. . 2) Разбушевавш..мся пламен..м. 3) На горяч..й батаре.. 4) В лучш..м сочинен..и. 1 2 3 4
________________________________________
Задание B1. Из предложений 3-7 выпишите прилагательное в простой превосходной форме (с маленькой буквы). (3) Ведь и любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определенной эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры. Введите ответ
________________________________________
Задание B2. Среди предложений 5 — 9 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) неопределенно-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й) по порядку, через запятую и пробел. (5) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8) Умерли — и довольны. (9) Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности». Введите ответ
________________________________________
Задание B3. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств (по порядку, через запятую и пробел). 1) экспрессивный повтор 2) ряды однородных членов 3) антитеза 4) политическая лексика 5) научная терминология (1) Как часто бывает, что говорим в запальчивости, в гневе, не слыша себя и не отдавая себе отчёта в том, что же мы говорим или кричим. (2) В эти минуты мы становимся как безумные. (3) Теряем облик человека. (4) Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. (5) Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. (6) Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться. (7) Они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные. (8) Возьмёмся за ум! (9) Поймём, что речь дана нам для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращённое к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым. Введите ответ
________________________________________
Задание B4. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств (по порядку, через запятую и пробел). (1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» (2) Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю. (6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и не прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. 1) экспрессивный повтор 2) ряды однородных членов 3) развернутые сравнения 4) газетно-публицистическая фразеология 5) разговорные синтаксические конструкции Введите ответ
________________________________________
Задание B5. Из предложений 1 — 3 выпишите (с маленькой буквы) слово, которое образовано суффиксальным способом. (1) Как часто бывает, что говорим в запальчивости, в гневе, не слыша себя и не отдавая себе отчёта в том, что же мы говорим или кричим. (2) В эти минуты мы становимся как безумные. (3) Теряем облик человека. Введите ответ
________________________________________
Задание B6. Из предложений 9 — 12 выпишите (с маленькой буквы) слово, образованное переходом одной части речи в другую. (9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение. (10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. (11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек. (12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. Введите ответ
________________________________________
Задание B7. (1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь и любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определенной эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры. (8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди откровенно плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слезная». (10) Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас , отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе. (13) И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14) Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но поступки — это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворенный континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте. (18) Именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времен, пространств и поколений. (19) И пониманию прекрасного надо учиться. (20) Еще Сократ сказал: «Прекрасное — трудно». (Ю. Бондарев) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите эту последовательность в ответ через запятую и пробел. «Ю. Бондарев поэтически тонко рассказывает о любви и об эмоциональной культуре человека. Для выражения экспрессии он использует _______ в предложении 12. Рассказывая о зарождении чувств и формировании сознания человека в молодости, автор прибегает к _______ в предложении 2, основывая этот прием на скрытом сравнении. В предложении 7 Бондарев использует художественные определения, __________, для создания возвышенного образа искусства.» Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос 10) восклицательные предложения 11) антитеза 12) эпитет Введите ответ
________________________________________
Задание B8. Среди предложений 8 — 9 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. (8) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались…(9) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах. Введите ответ
________________________________________
Задание C1. Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе) по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую С.Залыгиным, Выскажите своё мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию. Отметьте 2 — 3 средства выразительности, характерные для данного текста; объясните их роль в данном тексте и приведите примеры их использования. Объём сочинения – не менее 150 слов. Сочинения, написанные не по данному тексту, не рассматриваются и не оцениваются. (1) Художественный язык стихиен. (2) Можно издать реформу правописания, но ввести в порядке реформы новые слова, а тем более запретить старые – нельзя. (3) Надо ждать, когда это произойдет само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность. (4) Стихию можно изучать, исследовать, открывать в ней некие закономерности, но обучать этим же закономерностям гораздо труднее. (5) Язык – это время: XIV, XVIII, начало и середина XIX века. (6) Нельзя обучаться времени, его можно только постигать… (7) Человек рождается со своим языком, вернее, со своим слухом к нему, так же как со своим голосом – с тенором, с басом или дискантом. (8) Выбор от него не зависит, единственное, что он может, расширить диапазон своего голоса, овладеть в той или иной мере новыми для него верхними или нижними регистрами. (9) Толстой и Достоевский, как бы они ни были обогащены во время своей творческой жизни, это они сами, их сразу же узнаешь, их никогда ни на каком этапе развития не спутаешь друг с другом. (10) Если говорить о себе, то я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то, а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам. (11) Для меня самый близкий язык – язык Чехова, но и его читаю только таким образом. (12) Наверное, иначе вообще нельзя: раз язык – это время, а время Чехова прошло, как же можно следовать за чеховским языком? (13) Повторить язык невозможно, как бы он ни был хорош. (С. Залыгин.)
|