Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Часть I <Солдат на фронте постоянно>
1) Вряд ли стоит подробно, неделю за неделей, месяц за месяцем, описывать события войны. Мне они интересны, потому что касаются меня. Поскольку я не обладаю необходимой способностью показать в событии его причастность истории, дальнейшие рассказы о войне можно закончить.
2) Писать о войне трудно, потому что, что такое война, знают только те, кто никогда на ней не был. __________________Так(же), как описывать огромное пространство, у которого нет четких границ и нет внутреннего единства. Одна война зимой, другая – летом. Одна __________________(во)время отступления, другая – ___________________(во)время обороны и наступления; одна днем, другая ночью. Одна в пехоте, другая в артиллерии, третья в авиации. Одна у солдата, другая у приехавшего на фронт журналиста.
3) Журналист может провести многие дни на войне, быть на передовой или в тылу противника, может проявлять большую смелость и жить совсем как, но ____________________все(таки) у него совсем другая война. Потому что в конечном счете он обязательно уходит. Он временно на фронте. Солдат на фронте постоянно.
4) Ранней весной сорок четвертого года фронт находился на Западной Украине и врезался в распол___жение противника узким длинным клином. На нашем участке он образовал своеобразный язык длиной около двадцати километров, но шириной всего от двухсот метров до километра. Наблюдательный пункт был вынесен на самое его острие, а пушки находились у основания. Противник простреливал нас с трех сторон, и пр___ктически не простреливаемого места в нашем пространстве не было. К этому нужно прибавить что ранняя весна растопила снег а почва отта___ла только местами так что ходить приходилось в воде то по щиколотку то по колено ск___льзя по льду под водой или же погружаясь в клейкую массу чернозема. Каждой ногой мы вытаскивали из земли пуд жидкой, черной, клейкой массы. Бегать по такому пространству было абсолютно невозможно, ходить исключительно трудно. А нам, связистам, ходить приходилось непрерывно. Противник вел довольно плотный обстрел этого пространства, столбы воды, грязи и куски льда вставали со всех сторон, мокрые шинели висели на плечах как пудовые, а морды были настолько грязные, что без хохота смотреть друг на друга было невозможно.
5) Я шел по линии где-то пересеченной осколком продвигался через эту кашу чернозема воды и льда и попал под густой сконцентрированный обстрел. Не помню какими словами я выражал свои чувства но могу представить что это была та лексика которую лингвисты иногда именуют экспрессивной. Пришлось лечь в грязь на какую-то корягу. Осколки и комья мокрой грязи шлепались вокруг.
6) В это время по воде и грязи, подымая фонтаны, прямо на меня выбежал большой, весь залепленный грязью заяц. Ему не везло, как и мне: он влево – и мина падает влево, он в другую сторону – и туда, проклятая. Видимо совершенно одурев он брызгая водой и грязью побежал прямо на меня и встал почти упершись носом в мой нос (очень может быть что глаза у меня были скошены как у него). Мы в недоумении уставились друг на друга.
7) Помню, меня поразила мысль, что заяц, очевидно, думает __________________то(же) самое, что и я: «Какая гора железа направлена сюда с единственной целью меня ухлопать». Эта же мысль мелькала и у меня, правда, с некоторым оттенком гордости, – испытывал ли заяц гордость, сказать не могу.
8) Одна мина упала совсем рядом и совершенно завалила нас водой и грязью. Заяц, видимо решив, что это уж слишком, бросился по воде в сторону. Я подумал что он пожалуй прав и это место лучше покинуть потому что оно видимо противнику понравилось. Бежать было ____________________(не)возможно, я побрел. Обернувшись ____________________(не)взначай, я увидел, что заяц __________________то(же) бредет, но ____________________(в)припрыжку, с трудом вытягивая ноги из грязи (думаю, зоологи никогда не видели зайца в таком виде). Я подмигнул ему, и мне показалось, что он улыбнулся. Больше мы не встречались. (По запискам Ю.М. Лотмана «Не-мемуары»)
Задания
1. В выделенных предложениях расставьте знаки препинания.
2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В абзаце 3 содержится повествование.
2) В абзаце 2 есть рассуждение.
3) Абзац 6 включает описание.
4) В абзаце 4 представлено повествование.
5) Абзац 1 содержит рассуждение.
Ответ:__________________________________________________________
3. Из абзаца 7 выпишите просторечное слово.
Ответ:__________________________________________________________
4. Среди предложений абзаца 4 найдите 2 таких, которые связаны с предыдущими с помощью указательного местоимения. Подчеркните это средство связи в тексте.
5. Восстановите слитное, раздельное или дефисное написание слов в абзацах 2, 3, 7 и 8. Выпишите слово, которое пишется через дефис.
Ответ:__________________________________________________________
6. Вставьте пропущенные буквы в слова абзаца 4. Выпишите только слово, в которое вставили чередующуюся гласную корня.
Ответ:__________________________________________________________
7. Напишите сочинение по тексту.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________