Пояснительная
записка
Предлагаемый
курс ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в
образовательный блок «Курсы по выбору»,
либо в систему факультативных занятий.
Будучи
тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс
обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает тесной
связи с программой какого – либо класса.
Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных
этапах литературного образования (9, 10 или 11 кл.)
Обращенный
к поэтике как в широком смысле (изучение законов внутреннего взаимодействия
различных уровней художественного целого), так и в ее приложении к частным,
конкретным элементам художественного текста, данный курс призван расставить
необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить
представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная
методологическая направленность элективного курса будет содействовать
обеспечению преемственности ступеней образования «школа – гуманитарный вуз»,
решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний.
Вместе с тем курс может быть полезен тем старшеклассникам, которые не связывают
выбор будущей профессии с этой сферой деятельности.
Важнейшей
ЦЕЛЬЮ курса являе5тся повышение
общей культуры ученика, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в
нем стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать и
интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова,
строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию,
соотнося различные точки зрения, информационно
перерабатывать текст.
ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ данного элективного
курса являются важнейшие категории науки о литературе, освоение которых
способствует углублению навыков интерпретации художественного текста. Это
позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их
внимание к фундаментальным вопросам литературоведческой науки.
Курс
ориентирован на решение следующих литературоведческих ЗАДАЧ:
- дальнейшее постижение учащимися специфики
литературы как вида искусства;
-
систематизация уже имеющихся знаний
по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов,
расширение терминологического багажа, отработка навыка использования термина и
понятия на инструментальном уровне;
- обучение целостному анализу художественного
произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных
принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении,
выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в
диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания
собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных
умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- содействие в области профессионального
самоопределения.
В
программе четко определен курс теоретико – литературных понятий, без освоения
которых невозможно формирование читательской культуры, знания по теории
литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения художественной
специфики рассматриваемых произведений.
Итогом
работы по данной программе становится самостоятельно выполненная учащимися
исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа – миниатюры или
стихотворения. Защита исследования проходит в конце учебного года.
Содержание
элективного курса
1.Введение
(1ч.)
Предмет и задачи элективного
курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение
литературного произведения, его художественная целостность.
Лекция учителя с элементами беседы,
работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного
произведения.
Литературный
материал:
- для анализа на
уроке: И.А. Бунин «Красавица»;
- для
самостоятельного анализа: А.П. Чехов «Пари».
2. Поэтика
как одна из старейших дисциплин литературоведения (1ч.)
Литературоведение
в ряду других литературных дисциплин (эстетика, история, культурология,
лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение.
Философия, учение о мифотворчестве. Поэтика как наука о системе средств
выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств
языка. Историческая. Частная и общая поэтика. Различные контексты употребления
термина «поэтика».
Л.Н.
Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А.А. Потебня об
идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности
содержания произведения. Точка зрения М.М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя.
Диалог между автором, читателем и исследователем.
Лекционное изложение материала с включени5ем
дискуссионных вопросов:
- Нужна ли наука
о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (Статья Л. Толстого «Что такое искусство?»)
- Какая часть наиболее ценна в художественно
произведении – форма или содержание?
Литературный
материал:
- А.С. Пушкин
«Напрасно я бегу к сионским высотам»;
- Ф.И. Тютчев «С
горы скатившись, камень лег в долине», «Последний катаклизм» (для
самостоятельной работы).
3. Природа
искусства как исходная категория
поэтики (1ч.)
Обращенность
поэтики к проблеме творчества. Познание, созидание, самовыражение, и общение
как основа творчества. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного.
Аналитическая беседа с привлечением
высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов
из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса.
Обсуждение дискуссионного вопроса:
подвластно ли творение творцу?
Литературный
материал:
- фрагмент романа Л. Толстого «Анна Каренина»:
сцена с художником Михайловым (ч.5, гл.10); А. Фет «На кресле отвалясь, гляжу
на потолок…»
- М. Лермонтов «Поэт» (1828)
4. Вопрос о назначении искусства (1ч.)
Сущность
и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения
искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности
человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.
Урок
– исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее
изученных произведений на тему «искусство и жизнь».
Литературный материал:
- Н. Гумилев «Слово», И. Бунин «Книга»;
- А.С. Пушкин «Египетские ночи , М.Ю.
Лермонтов «Есть речи – значенье…» ,В.
Вересаев «Состязание».
5.
Структурная организация художественного текста. Форма и содержание
художественного произведения (2ч.)
Художественное
произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста.
Форма
и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство
формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и
выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии.
Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и
гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного
произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и
содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста
(стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие
содержательный характер ( тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства,
идея, проблема и др.)
Урок обобщающего типа с актуализацией
имеющихся знаний. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний
писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ
Художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и
содержания.
Литературный материал:
- стихотворения
А. Фета, В. Брюсова, В. Хлебникова, И. Бунина; И.С. Тургенев «Нищий», М. Горький «Вывод»;
- С. Есенин «Шел Господь пытать людей в
любови», А.П. Чехов «Казак».
6.
Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2ч.)
Герменевтика
как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия
«герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на
проблему понимания.
Лекция
с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:
- Возможно ли
абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста?
- Что значит
«понять произведение»?
- В каком
отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и
читатель?
- В каком
случае читателя можно назвать творцом и
соавтором?
- Как
соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный
в него автором?
Литературный
материал:
- В. Гаршин «Красный цветок».
7.
Автор в художественном произведении (2ч.)
Автор
– повествователь – писатель. Образ автора в художественном произведении, его
духовно биографический опыт. Голос автора в произведении и его авторская
позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово –
родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос,
трагический пафос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира,
идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между
автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы
повествования. Сказ.
Урок обобщающего типа с актуализацией
имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. Гумилева «Скрипка Страдивариуса»
с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов
повествования.
Литературный материал:
- А.С. Пушкин «Повести Белкина», Н. Лесков
«Левша», рассказы М. Зощенко, Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека»;
- Н. Гумилев «Скрипка Страдивариуса» ( для
самостоятельного анализа).
8.
Сюжет художественного произведения (2ч.)
Сущность триады сюжет – обстоятельства –
действие. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты.
Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты,
биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера
героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий.
Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое
отступление, эпилог, послесловие.
Урок обобщающего типа с актуализацией
имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Андреева с точки зрения
особенностей сюжета и фабулы.
Литературный
материал:
- Л. Андреев «Что видела галка»;
- Л. Андреев «
Предстояла кража».
9. Композиция художественного
произведения (2 ч.)
Композиция как расположение и
соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей,
сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и
внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы:
обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание,
стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия
«архитектоника произведения».
Урок – практикум с отработкой навыка
характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных
произведений и нового для учащихся
текста.
Литературный
материал:
- Л. Толстой
«Три смерти»;
- Л. Толстой
«Чем люди живы».
10.
Роль и место конфликта в поэтике произведения (2ч.)
Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты».
Классификация конфликтов с точки зрения проблематики (философский, социальный,
нравственно – психологический. семейно – бытовой), соотношение участников
конфликта (конфликт между героями и группами героев, между героем и социальной
средой, противоречия в душе героя, т.е. внутренний конфликт). Классификация
конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый (локальный) и устойчивый
(неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их развитию (неизменный и
трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический, комический,
героический пафос). Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в
историческом ракурсе. Общность конфликтов в произведениях, принадлежащих одной
эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха
классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении.
Урок – исследование, формирующий
умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов,
определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого
круга ранее изученных произведений). Характеристика особенностей конфликта в
романах М. Лермонтова «Герой нашего времени» А. Пушкина «Евгений Онегин»,
повести Н. Гоголя «Шинель», комедии Н. Гоголя «Ревизор» и драме А. Островского
«Гроза». Аспектный анализ рассказа М. Булгакова «Красная корона» и «Маленьких
трагедий» А. Пушкина с точки зрения особенностей конфликта.
Литературный
материал: И. Бунин «Убийца».
11. Художественный образ (2ч.)
Художественный образ как
центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение
действительности, выражение авторской оценки, преображение явлений действительности. Образная система
произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ
героя, образ времени, образ народа, образ природа и др. Классификация образов
по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.
Урок – практикум с привлечением ранее
изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. Бунина «Роман
горбуна» с учетом выделенной классификации.
Литературный
материал: И. Бунин «Волки».
12. Образ человека в литературе и
аспекты его анализа (2ч.)
Литературный герой (действующее
лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный образ).
Аспекты анализа образа человека в художественном произведении (способ введения
персонажа в текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание,
образование, среда, портрет, интерьер и т.д.). Герой за рамками произведения,
герой в контексте творчества писателя, типическое и индивидуальное в герое,
герой в контексте литературной традиции. Ситуация раскрытия характера:
неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот исторических событий. Связь
героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза,
«двойничество», соотнесенность характеров без противопоставления. Психологизм в
литературе.
Урок – семинар с отработкой навыков
анализа литературного персонажа.
Литературный
материал:
- И. С .Тургенев
«Щи»;
- И.С. Тургенев
«Живые мощи» (для самостоятельного анализа)
13.
Пейзаж и его функции в произведении (2ч.)
Образ
природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов:
человек, природа космос. Пейзаж по объекту изображения: природный,
урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с литературными направлениями:
сентиментальный, романтический, реалистический.
Характеристика пейзажа: лирический,
экзотический, идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание
настроения, действующее лицо, символическое обобщение.
Урок – практикум с опорой на изученное в
основной школе и в рамках данного курса.
Литературный
материал:
- Н. Карамзин
«Бедная Лиза», А. Пушкин «Капитанская дочка»(буран), М. Лермонтов «Герой нашего
времени» («Бэла»), Н. Гоголь «Мертвые души», И. Тургенев «Отцы и дети» (гл.
11), стихотворение в прозе И. Тургенева «Природа», Ф. Тютчев «Природа –
сфинкс…», Н. Чернышевский «Что делать?» (4 сон Веры Павловны), А. Чехов «Волк»;
- И. Бунин
«Смарагд» (для самостоятельного чтения).
14. Функция портрета в
художественном произведении (2ч.)
Задачи введения портрета в текст
произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю
сущность, выявление его психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного
портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной
характеристики: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда),
динамическая часть (мимика, позы, манеры держаться, жест, выражение лица).
Способы введения портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый»
портрет. Некоторые принципы создания литературных портретов, степень
изменчивости портретной характеристики, степень детализации портретной
зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего»
человека через портретную характеристику, особенности психологизма, проявленные
в портрете. Общий принцип портретной характеристики персонажа – установка на
читательскую активность.
Урок – семинар с опорой на сравнительное
рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных
авторов.
Литературный
материал: В. Ходасевич «Встреча» ;
- А. Чехов
«Красавицы» (для самостоятельного анализа).
15. Художественная деталь. Символ.
Подробность текста (2ч.)
Роль
«бесконечно малых компонентов текста» (Л. Толстой) в системе многочисленных
компонентов художественного произведения. Художественная деталь в историческом
аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали.
Классификация подробностей и деталей:
детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали,
психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный
смысл. Отличие символа от аллегории.
Урок – практикум с опорой на
детальный текстовой анализ произведения.
Литературный
материал:
-И. Бунин
«Старуха»(для работы в классе);
- А. Чехов
«Рассказ старшего садовника».
16. Стиль (1ч.)
Стиль: история понятия. Стиль как
явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи,
литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая
окраска, ритмико – синтаксический строй повествовательной фразы, явственность
или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место
диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы.
Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера др.),
символизация особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых
пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе.
Урок – семинар с самостоятельным
анализом литературного материала.
Литературный материал:
- А. Платонов «
«Котлован»;
17. Средства выразительности в
языке. Стилистические фигуры и тропы (2ч.)
Виды
тропов. Сравнение, эпитете, метафора, овеществление и олицетворение.
Метонимия, синекдоха. Стилистические
фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза
(умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный),
риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.
Урок – семинар с опорой на работу с
фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза.
Литературный
материал:
- подборка цитат
из разных произведений русской литературы;
- лирика (по
выбору учащегося.
18. Роды литературы. Проза и поэзия.
Основы стиховедения (3ч.)
Проза
и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как
важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.
Проблема
анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический
сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста.
Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись, музыкальность
стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки.
Урок – беседа с привлечением ранее
изученного материала. Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово – родовую принадлежность. Урок –
практикум на основе анализа поэтического текста.
Литературный
материал:
- И. Тургенев «
Как хороши, как свежи были розы…», И. Бунин «В пустом, сквозном чертоге сада…»
и др.
- Ф. Тютчев
«Тени сизые смесились» и др. стихотворения.
19. Комплексный анализ незнакомого
художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной
работы учащихся. Подведение итогов изучения курса (3ч.)
Литература
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1800
гг. М.,1994.
Бахтин Н.Н. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы:
Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.
Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец.
М., 1999.
Гинзбург Н.Я. О лирике. М., 1974.
Западов А.В. В глубине строки. М., 1975.
Качурин М.Г. Организация исследовательской
деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е
изд. М., 2000.
Литературный энциклопедический словарь / под ред.
В.М. Кожевникова и Н.А. Николаева. М., 1987.
|