Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
I часть
А1. В какой паре слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) До аэропорта, брала;
2) банты, шарфы;
3) квартал, ходатайство;
4) завидно, вкусные блюда.
Ответ:____________________________________________________________
А2. В каком предложении выделенное слово употреблено правильно, в соответствии с лексическими нормами?
1) Пограничный инцидент удалось быстро ликвидировать.
2) Когда произошла Первая мировая война, писателю было 15 лет.
3) Имеющиеся у нас ресурсы используются достаточно эффективно.
4) Работа постового довольно опасная.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь на эскалаторе,
1) ступени не предназначены для сидения;
2) держитесь за поручни;
3) есть простые правила, которые нужно соблюдать;
4) левый ряд должен быть свободен.
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Краснолиц_й, пред_юльский, раз_грать, дез_нформация;
2) пр_встать, пр_клеить, пр_школьный, пр_неприятный;
3) выкорч_вывать, упрощ_нность, грош_вый, лягуш_нок;
4) меж_европейский, об_явление, трех_язычный, ад_ютант.
Ответ:____________________________________________________________
А5. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая гласная корня?
1) Прик_сновение, приск_кал, акк_рдеон;
2) прин_мать, разд_рать, соед_нить;
3) инт_ллект, в_лейбол, г_рмония;
4) оз_рит, ср_стался, насл_ждение.
Ответ:____________________________________________________________
А6. В каких предложениях оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Люди приуныли, лошади то(же) устали. Что(бы) он ни говорил, все было бесполезно.
2) Не знаю, (от)чего у меня вдруг забилось сердце. Пробилась зелень полевая (на)встречу свету и теплу.
3) Ночью развели огромный костер (на)верху горы. Я объяснил, (за)чем мне это нужно.
4) Он долго бродил (в)близи дома. Я имею (в)виду вчерашний случай.
Ответ:____________________________________________________________
А7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Дважды ему попадались маленькие полянки(,) и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звезды.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
Ответ:____________________________________________________________
А8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Ничто так не снижает цену нашей машины, как попытка ее продать.
2) Он понимал бизнес, как искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию.
3) Каждый муж недоволен тем, как тратят деньги его жена и правительство.
4) Иллюзии как зубы, потому что они теряются с возрастом.
Ответ:____________________________________________________________
А9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город или на водопад.
2) А вокруг были дым и бой и смерть.
3) Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному.
4) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
Ответ:____________________________________________________________
А10. Укажите условие постановки тире в данном предложении.
Но самое великое чудо, созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульптором Тутмосом, – портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити.
1) В неполном предложении; 2) между частями бессоюзного сложного предложения; 3) между подлежащим и сказуемым; 4) перед распространенным приложением.
Ответ:____________________________________________________________
А11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Оказалось (1) что (2) хотя доктор говорил очень складно и долго (3) никак нельзя было передать того (4) что он сказал.
1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 1, 2, 3; 4) 2, 3.
Ответ:____________________________________________________________
А12. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?
1) Если не освоил предыдущего, никогда не берись за последующее.
2) Гулливер заранее снял свой кафтан, потому что боялся повредить полами его крыши домов.
3) После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
4) Кот стал урчать и облизываться, когда сытно отобедал стерлядкой.
Ответ:____________________________________________________________
II часть
В1. Какой знак следует поставить в предложении на месте пропуска?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание Ответ
1) Дачный облик американского дома _ не примета времени, это скорее свидетельство игровой природы американского быта А. Следует поставить двоеточие
2) Об этом говорит уже характер флоры и фауны __ клумбы здесь водятся чаще грядок, деревья дают тень, а не фрукты Б. Следует поставить тире
3) На работе окружение выбирает вас __ здесь окружение выбираете вы В. Следует поставить запятую
Г. Не следует ставить никакого знака
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В2. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его правильно (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).
В этом году в крымских садах был неслыханный урожай вишен, яблок и груш. Сторожа, однако, жаловались, что ребятишки, вместо того чтобы попросить, залазиют ночью в сады и ломают ветки, воруя желанные фрукты.
Ответ:____________________________________________________________
В3. О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр? Запишите названия этих документов.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В4. Какая частица может определить место шахматной фигуры?
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
В5. Определите значение слова.
1) Капитулировать А. Продлевать срок действия договора, соглашения
2) Констатировать Б. Сглаживать различия, особенности
3) Нивелировать В. Притворяться, прикидываться
4) Парировать Г. Устанавливать несомненность чего-либо, подтверждать
Д. перен. Отступить перед трудностями, признать свое бессилие
Е. Отражать нападки или доводы противника
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В6. Прочитайте отрывок из произведения А.Пушкина.
Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью, она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. <…> видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться…
Выпишите из этого фрагмента текста слова, относящиеся к следующим частям речи:
1. Имя числительное – … 3. Наречие – … 2. Местоимение – … 4. Причастие – …
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В7. Найдите объединяющее понятие к словам в каждой из данных групп. Запишите ключевое слово (словосочетание) к каждой группе языков.
а) Русский, украинский, белорусский, русинский.
б) Английский, арабский, испанский, китайский, русский.
в) Латинский, санскрит, старославянский, готский, древнерусский.
г) Эсперанто, романид, интерлингва, идиом-неутраль, бейсик-инглиш.
Ответ:____________________________________________________________
Ответы
Часть I – 12 баллов
А1 – 3; А2 – 4; А3 – 2;
А4 – 4; А 5 – 3; А6 – 2;
А7 – 3; А8 – 2; А9 – 3;
А10 – 3; А11 – 1; А12 – 3.
Часть II – 18 баллов
В1–В5 – по 2 балла
В1. 1 – Г; 2 – А; 3 – Б.
В2. Залазят.
В3. В первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба. Если формы 1-го лица в тексте заменяются формами 3-го лица – значит, документ становится отношением, докладом, актом, протоколом и т.п.
В4. Частица едва (Е 2).
В5.1 – Д; 2 – Г; 3 – Б; 4 – Е.
В6–В7 – по 4 балла
В6. а) Имя числительное – оба, два.
б) Местоимение – на которой, она, самым, ее, он, с ним.
в) Наречие – поминутно.
г) Причастие – изображены, пылающие, лежащего, окровавленного.
В7. а) Восточнославянские языки.
б) Мировые языки (рабочие языки ООН).
в) Мертвые (существующие только в письменном виде) классические языки.
г) Искусственные языки, специально созданные для международного общения.
Всего 30 баллов
|