Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 18.06.2025, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Такие разные уроки [31]
Готовимся к ОГЭ [17]
Готовимся к ЕГЭ [40]
Тесты [32]
Научные работы [8]
Олимпиады [26]
Урок после урока [25]
Внеклассная работа [31]
Профессиональный взгляд [20]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Файлы » Готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение по литературе 11 класс
03.11.2014, 16:23

Предполагаемые темы-проблемы:

 

1. «Победа без победителей».

  • М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и  размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке. 

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

 

2. Внутренняя «сохранность» человека на войне.

  • М.А.Шолохов «Судьба человека».

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан ве­рой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.

 

  • В.Л.Кондратьев «Сашка»

Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью,  гуманностью.

 

3. Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

  • В.Быков «Сотников».

. Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам авто­ра, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушаю­щей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности от­стоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Ис­пытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги.

 

4. «Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)

  • Л.Н.Толстой «Война и мир».

 

Для Л.Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем.  Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и  захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти.  И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

 

  • В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова:    «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

  • В. Быков «Одна ночь».

 

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

 

            5. Дети и война

 

  • Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир»)

 

Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне.

 

  • А.Платонов «Маленький солдат»

Впечатлительная детская душа главного героя  Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа  станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А.Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…»

 Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война  калечит детскую психику, в те годы не писали.

 

  • Т.Кудрявцева Детский дом. Лека»

О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ.

(этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»).

 

6. Правда войны

 

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»

 

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

 

7. Отношение государства к солдату-победителю

 

  • В.Соловьев «По европейскому асфальту»

«В феврале сорок пятого нас примчали с севера в Польшу, с ходу выгрузили из составов, и мы, как были в валенках и шубах, двинулись по европейскому асфальту. Куда? В Берлин, конечно! Тогда все шли непременно в Берлин. Но почему такая спешка? Почему перед походом нас не успели даже накормить? И где же кожаная обувь и шинели? Неудобно же входить в «немецкий фэтер ланд» одетыми не по сезону! И мы проклинали интендантов. Об истинных причинах тогда еще никто не знал. О том, что армия союзников во Франции получила от немцев затрещину, взвыла о помощи и готова была задать лататы. Они, наши добрейшие союзники, чего-то сами не рассчитали, хотя у них было достаточно времени, чтобы продумать все и учесть. И вот мы, почти не отдохнувши после боев на северном фланге, с недопеченными ранами, подтянутыми животами спешим на выручку заморским молодцам, свеженьким, с иголочки одетым, у которых и жратвы, и оружия, и техники любой- навалом, но для серьезной драки все же чего-то недостает».

 

8. Мужество и незаметный героизм солдат на войне

 

  • Виктор Некрасов «Вася Конаков»

В этом рассказе (ДЕМО ЕГЭ 2015) автор не изображает героических подвигов в сражениях, он считает, что именно в окопах решается исход битв. Вот что рассказывает командир роты, находившейся на участке обороны у самого подножия Мамаева кургана: «Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись… Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. А как атака… Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали… Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько. Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда…».

И становится понятна уверенность автора: «Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов».

 

9. Беда сегодняшнего мира - сепаратные войны

  • «Слово о полку Игореве»

 

Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны. 

Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения  ясен: расплата неминуема и она уже настигает князей.  Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле».

 

10. Война без прикрас (документальная литература)

 

  • А. Адамович, Д.Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)

 

На большом фактическом материале — документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, — авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру,  её первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»

 

11. Женщина на войне

 

  • С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

 

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны,  записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

 

12. Блокада Ленинграда

 

  • Ф. Абрамов «Потомок Джима».
  • Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
Категория: Готовимся к ЕГЭ | Добавил: маргаритка
Просмотров: 3478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |