В начале 1920 года И. А. Бунин покинул родину. В эмиграции им были написаны многие литературные шедевры, в том числе цикл рассказов «Темные аллеи». Все рассказы этого сборника объединены одной те¬мой — темой любви. С разных сторон писатель осве¬щает это чувство, показывает все его тончайшие от¬тенки. Однако, раскрывая тему любви, Бунин невольно обнажает и многие нравственные проблемы. Особенно остро они звучат в рассказе «Красавица». Это один из самых небольших рассказов цикла, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. В несколь¬ких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему, о жестокости и равнодушии, о боли ранимого сердца и одиночестве. Писатель не дает прямых оценок происхо¬дящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок. Рассказ назван коротко — «Красавица». И это на¬звание заставляет о многом задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам обращает автор своего читателя.
Красавица Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: – Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940 Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица"
1. Почему "Красавица”? Ведь рассказ вовсе не о ней! В пяти абзацах этому герою уделено меньше всего внимания: всего 4 предложения! Чиновнику-отцу и того больше – 5, а вся остальная часть произведения рассказывает о мальчике. Именно он поставлен в центр повествования, и правомернее было бы дать новелле название – "Мальчик”. Случайность или непродуманность? 2. В ходе чтения и анализа исследуйте тайну названия произведения. 3. На первом этапе – исследование идейно-образного уровня. Используйте приемы "Кластер” и "Двойной дневник”. 4. В рассказе три центральных образа: чиновник, красавица, мальчик. Это можно увидеть и при первом чтении. Выпишите все ключевые слова текста. 5. Новелла "Красавица” затрагивает тему подлинной и мнимой красоты, тему Родины, тему одиночества. Затрагивая эти три темы, что же хочет нам сказать Бунин? Иначе говоря, какова идея рассказа? 6. Мы прочитали один рассказ Бунина именно так: погружаясь в текст. И посмотрите, сколько нового мы увидели, сколько интересных открытий сделали! Можем ли мы сказать, что поняли и осмыслили рассказ до конца? 7. В рассказе мальчику всего семь лет. Сколько еще ему быть в таком положении и состоянии? Есть ли просвет в конце туннеля, какая-то надежда на тепло и ласку?
Анализ данного произведения интересен тем, что к нему можно обращаться в любой параллели, начиная с 5 класса и заканчивая 11, углубляя анализ от нравственных понятий до лингволитературоведческого аспекта. На основе рассказа И.И.Бунина «Красавица» можно проводить сравнительно-аналитическую работу с произведениями других авторов, выбирая для сравнения и анализа различные жанры произведений. Например, в среднем звене с притчами, в старшей школе со стихотворениями поэтов серебряного века (М.Цветаева) или исповедями писателей XIX века (Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Ж.Ж.Руссо
|