Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 16.06.2025, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Повторение. 6 класс

Игра «Подбери пару».

-  Часто слова похожи внешне, но не родственны. Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров.

У Ф. Кривина по этому поводу найдем:

-  О Лень! - возмутился Олень. –

-  Чего ты лежишь, словно пень?

-  Тю, Лень! - удивился Тюлень. –

-  Чего ты блуждаешь, как тень?

-  Но им не ответила Лень:

Лень!

-  Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.

Поднос, переносица

Разредить, разряд

Мощеный, мощный

Дольний, дальний

Величие, приличие

Заводь, завод

-  Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно?

 

2. Исследовательская работа

-  Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы - значимые части слова.

КОРЕНЬ

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень.

Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ, и Суффикс НУ и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень - исчез.

Это был древний Корень ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

-   Странное усовершенствование! - язвило по этому поводу Окончание. - Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

-   Вы не правы! - перебила его Приставка. - Может быть, с Корнем что-то случилось.

-   Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

-   Ну, ну, - примирительно сказал Суффикс. - Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

-   Мы должны его заменить, - предложила Приставка. - Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

-   Я тоже, - сказал Суффикс. - Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

-   А мне что, - пожало плечами Окончание. - Я здесь временно.

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.

- Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.

-Составьте словосочетания, выделите суффиксы.

Соседний - соседский

Объемистый - объемный

Понятный - понятливый

Игорный - игровой

Певун - певец

Ягода - Ягодина

-   Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.

-   Составьте словосочетания, выделите приставки.

Нарвать - надорвать

Уяснить - разъяснить

Смазать - замазать

Заслужить - выслужить

Настойчивость - устойчивость

3.   Упражнения 118, 119.

4.   Итог урока.

 

-   Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова?

-   Почему приставки и суффиксы - значимые части слова?

 

Домашнее задание: упражнение 116 (тема текста на выбор).

 

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 943 | Теги: повторение, 6 класс | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |