Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 17.06.2025, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Лексика. 6 класс

На перемене: выставка рисунков учащихся.

1. Беседа.

-   Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.

-   Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

-   Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)

-   Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л.Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, - все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов - в «кафэ», в Германии - в «каффе», в Нидерландах - в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить».

-   Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

-   Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка - заимствованные слова.

-   Запишите тему урока «Исконно русские и заимствованные слова».

 

2. Упражнение 90.

-   По типу одежды определите, к какой нации относятся люди, изображенные на рисунке.

-   Как вы думаете: о чем они разговаривают?

-   Из каких языков заимствованы данные слова?

Игра «Кто вперед?» Найти слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответить на вопрос - как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.)

Пока ребята ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки.

Карточка 1.

- Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:

шоссе, облако, пальто, стол.

Карточка 2.

- Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

Карточка 3.

- Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

Карточка 4.

- Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.


- А как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков, о которых нам сейчас расскажут ребята, работавшие с карточками, а вы запишите эти признаки в тетрадь.

 

Признаки заимствованных слов:

1) не изменяются;

2) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

3) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

- Напишите после каждого пункта 2-3 своих примера.

 

3. Игра.

- Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения:

а) белка, береза, фауна, осень;

б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;

в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.

 

4. Упражнение 94.

1 - 1 ряд;              2-2 ряд;                      3-3 ряд;                      4 - на дом.

 

5. Упражнение 95.

-   Устное проговаривание орфограмм и знаков препинания.

-   Диктант.

 

6. Итог урока.

-   Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова?

-   Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов?

-   Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова?

Упражнение 96 (устно).

 

Домашнее задание: упражнение 93.

Это интересно!

Вместе с кулинарным изделием японцы заимствовали русское слово пирожки, которые на японский манер произносится как пиросики.

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |