На перемене: выставка
рисунков учащихся.
1. Беседа.
-
Сегодня на уроке
мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
-
Сколько
иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле
каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.
-
Кто такие
полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)
-
Не удивляйтесь
моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л.Успенский:
Слова, называющие наши любимые
горячие напитки, - все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы
произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии,
родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава».
Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов
- в «кафэ», в Германии - в «каффе», в Нидерландах - в «коффие». Из Голландии
оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже
привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить».
-
Итак, почему
можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к
нам из других стран, сохранив свое произношение.)
- Еще один способ пополнения лексического состава нашего
языка - заимствованные слова.
-
Запишите тему
урока «Исконно русские и заимствованные слова».
2. Упражнение 90.
-
По типу одежды
определите, к какой нации относятся люди, изображенные на рисунке.
-
Как вы думаете: о
чем они разговаривают?
-
Из каких языков
заимствованы данные слова?
Игра «Кто вперед?» Найти
слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответить
на вопрос - как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в
скобках, после примера.)
Пока ребята ищут ответ в
словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки.
Карточка 1.
- Определите
исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не
склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
Карточка 2.
- Определите исконно русские слова, зная, что
заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню,
озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
Карточка 3.
- Определите исконно русские слова, зная, что
сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных
словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
Карточка 4.
- Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные
слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и
т. д.:
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
- А как отличить русское
слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков,
о которых нам сейчас расскажут ребята, работавшие с карточками, а вы запишите
эти признаки в тетрадь.
Признаки заимствованных слов:
1)
не изменяются;
2)
начинаются с «а»,
«ф», «ц», «э»;
3)
сочетания «шт»,
«хт», «кс», «мп».
- Напишите после
каждого пункта 2-3 своих примера.
3. Игра.
- Найдите и запишите в тетрадь «четвертое
лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения:
а) белка, береза,
фауна, осень;
б) телевизор,
телеграф, телефон, приемник;
в) автомобиль,
локомобиль, локомотив, паровоз.
4. Упражнение 94.
1 - 1 ряд; 2-2 ряд; 3-3 ряд; 4 - на дом.
5. Упражнение 95.
-
Устное
проговаривание орфограмм и знаков препинания.
-
Диктант.
6. Итог урока.
-
Итак, какое
значение для русского языка имеют заимствованные слова?
-
Скажите, к чему
может привести безмерное употребление заимствованных слов?
-
Какие слова лучше
употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им
исконно русские слова?
Упражнение 96 (устно).
Домашнее задание: упражнение 93.
Это интересно!
Вместе с кулинарным изделием
японцы заимствовали русское слово пирожки,
которые на японский манер произносится как пиросики.
|