Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 15.06.2025, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Лексика. 6 класс

. Беседа.

-   Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите.

-   Прочитайте эпиграф к уроку.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н.В.Гоголь

-   В чем заключается главная мысль этих слов Н.В.Гоголя?

-   Прослушайте отрывок из рассказа К.И.Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

-   Представьте себе, - говорил он, хватаясь за сердце, - иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

-   Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, - пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

-   Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

 

2. Об архаизмах и историзмах.

1) На стр. 37 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.

- Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 36, - историзмы или архаизмы? Почему?

2) Упражнение 84.

3) Работа с текстом.

- Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне - мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы - в кокошниках расписных. Вдруг видит он - два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

-   Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

-   Да, - соглашается второй.

- Купил я лошадь у барышника, - хвастается первый.
А второй говорит:

-       И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся - вдруг засмеют.

(Ученики зачитывают записанные слова.)

-   Что это за слова - историзмы или архаизмы?

-   Что они обозначают?


3. Работа с термином.

-   Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово

-   Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.

 

нео

 

логос

 

неологизм

 

-   Что означает термин «неологизм»?

-   На стр. 39 учебника прочитайте о причине появления новых слов.

 

4. Упражнение 87.

-   Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».

-   Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э.Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».

 


-   Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Продайте мне, пожалуйста,

Глубокоогурец!

-   Глубокоуважаемый

Глубокопокупатель,

Мы продаем диваны,

Серванты и кровати.

Быть может, вы ошиблись,

Глубокогражданин,

И забрались глубоко

Не в этот магазин?

-          Глубокоуважаемый
Глубокопродавец,
Ведь я же иностранец,
Поймите, наконец,

У нас, у иностранцев,

Так завелось отцами,

Диваны и серванты

Зовутся огурцами.

- Глубокоуважаемый,
Диванец-чемоданец,
Наверное, вы очень
Глубокий иностранец,
Поскольку среди наших
Обычных молодцов

Я не встречал ни разу

Подобных огурцов.

- Глубокоуважаемый
Глубокопродавант,

Я препираться с вами

Здесь не намеревант,

Я подобрал вот этот

Пружинный огурец,

И вы его на крышу

Поставьте, наконец.

- Глубокоуважаемый,

Да что же я, балбес?

Да чтобы я на крышу

С диванчиком полез?!

И хоть себя я чувствую

Отменным молодцом,

Да я свалюсь оттуда,

И вместе с огурцом.

- Глубокоуважаемый,

Я вам хочу сказать...

Не надо вам с диваном

На крышу залезать.

А шутки с продавцами

Шутить я не привык,

У нас обычно крышей

Зовется грузовик.

- Глубокоуважаемый

Глубокоиностран,

Прошу вас, забирайте

Скорее ваш диван.

И чтобы я вас видел

У нас в последний раз...

Не то возьму я гирю

И гирей тресну вас.

Он был весьма расстроен,

А иностранец рад!

У них обычно гирею

Зовется шоколад.


 

5. Орфографическая работа.

1. Орфографический анализ слова «глубокоуважаемый».

2. Орфографический анализ окказионализмов, начинающихся с корня «глубоко».


6. Самостоятельная работа с карточками.

Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников -найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

***

-  Вы и шишку польете?

-  Да.

-  Чтобы выросли шишенята?

***

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: -     Огонь и огонята! Огонь и огонята!

***

- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

***

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

***

- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

***

Трехлетняя Ната:

- Спой мне, мама, баюльную песню.

 

7. Итог урока.

-  Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-  Для чего нужны неологизмы?

-  Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?

 

Домашнее задание:

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.


Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидоры росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.


-   Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

 

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |