. Беседа.
-
Тема сегодняшнего
урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите.
-
Прочитайте
эпиграф к уроку.
В нем (в русском
языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных
и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н.В.Гоголь
-
В чем заключается
главная мысль этих слов Н.В.Гоголя?
-
Прослушайте
отрывок из рассказа К.И.Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым
словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович
Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой
доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто,
беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со
страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И
все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например,
требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже
умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать
непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
-
Представьте себе,
- говорил он, хватаясь за сердце, - иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он
обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому,
что кто-то любезно поколотит его!
-
Но ведь слово
обязательно уже не значит любезно, - пробовал я возразить, но Анатолий
Федорович стоял на своем.
-
Нужно ли нам
помнить устаревшие слова? Зачем?
2. Об архаизмах и историзмах.
1) На стр. 37 учебника прочитайте о том, как слова
становятся устаревшими.
- Как называются слова, называющие предметы,
изображенные на стр. 36, - историзмы или архаизмы? Почему?
2) Упражнение 84.
3) Работа с текстом.
- Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно,
сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество
устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.
Вот идет Иван по широкой улице
и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне - мужики в армяках,
кушаками подпоясаны, бабы - в кокошниках расписных. Вдруг видит он - два мужика
разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один
другому говорит:
-
Ярмарка нынче
хорошая! Товару много!
-
Да, - соглашается
второй.
- Купил
я лошадь у барышника, - хвастается первый.
А второй говорит:
- И я жену
свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а
спрашивать побоялся - вдруг засмеют.
(Ученики зачитывают записанные слова.)
-
Что это за слова
- историзмы или архаизмы?
-
Что они
обозначают?
3. Работа с термином.
-
Рассмотрите
формулу: новый + слово = новое слово
-
Теперь
расположите карточки в соответствии с этой формулой.
-
Что означает
термин «неологизм»?
-
На стр. 39 учебника
прочитайте о причине появления новых слов.
4. Упражнение 87.
-
Иногда новые
слова придумываются авторами для создания определенного характера,
юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не
становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были
употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает
«по случаю» или «случайный».
-
Найдите и
запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э.Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».
-
Глубокоуважаемый
Глубокопродавец,
Продайте мне, пожалуйста,
Глубокоогурец!
-
Глубокоуважаемый
Глубокопокупатель,
Мы продаем диваны,
Серванты и кровати.
Быть может, вы ошиблись,
Глубокогражданин,
И забрались глубоко
Не в этот магазин?
- Глубокоуважаемый
Глубокопродавец,
Ведь я же иностранец,
Поймите, наконец,
У нас, у иностранцев,
Так завелось отцами,
Диваны и серванты
Зовутся огурцами.
- Глубокоуважаемый,
Диванец-чемоданец,
Наверное, вы очень
Глубокий иностранец,
Поскольку среди наших
Обычных молодцов
Я не встречал ни разу
Подобных огурцов.
- Глубокоуважаемый
Глубокопродавант,
Я препираться с вами
Здесь не намеревант,
Я подобрал вот этот
Пружинный огурец,
И вы его на крышу
Поставьте, наконец.
- Глубокоуважаемый,
Да что же я, балбес?
Да чтобы я на крышу
С диванчиком полез?!
И хоть себя я чувствую
Отменным молодцом,
Да я свалюсь оттуда,
И вместе с огурцом.
- Глубокоуважаемый,
Я вам хочу сказать...
Не надо вам с диваном
На крышу залезать.
А шутки с продавцами
Шутить я не привык,
У нас обычно крышей
Зовется грузовик.
- Глубокоуважаемый
Глубокоиностран,
Прошу вас, забирайте
Скорее ваш диван.
И чтобы я вас видел
У нас в последний раз...
Не то возьму я гирю
И гирей тресну вас.
Он был весьма расстроен,
А иностранец рад!
У них обычно гирею
Зовется шоколад.
5. Орфографическая
работа.
1.
Орфографический
анализ слова «глубокоуважаемый».
2.
Орфографический
анализ окказионализмов, начинающихся с корня «глубоко».
6. Самостоятельная
работа с карточками.
Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача
учеников -найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.
Мама, я такая распутица!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
***
-
Вы и шишку
польете?
-
Да.
-
Чтобы выросли
шишенята?
***
Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер,
прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: - Огонь и огонята! Огонь и огонята!
***
- Какой
ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.
***
Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца,
указала на них пальцем и сказала:
- Я
не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
***
- Мне
аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
***
Трехлетняя Ната:
- Спой
мне, мама, баюльную песню.
7. Итог
урока.
-
Для чего в речи
иногда употребляются устаревшие слова?
-
Для чего нужны
неологизмы?
-
Можем ли мы
остановить процесс образования новых слов?
Домашнее задание:
- Послушайте
стихотворение Н. Кончаловской.
Показал
садовод
Нам
такой огород,
Где
на грядках, заселенных густо,
Огурбузы
росли,
Помидоры
росли,
Редисвекла,
чеслук и репуста.
Сельдерошек
поспел,
И
моркофель дозрел,
Стал
уже осыпаться спаржовник,
А
таких баклачков
Да
мохнатых стручков
Испугался
бы каждый садовник.
- Придумайте какой-нибудь необычный предмет,
животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.
|