Работа с эпиграфом.
«Чтобы добиться чистоты языка,
надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей»
(К. И. Чуковский).
2. Словарная
работа.
- На доске
написаны слова: Тщательнее, на локте, загодя, предприняла, сливовый,
грушевый, айвовый, вишневый, свекла, уведомить, премируют.
Работа проводится так же, как и на предыдущих уроках.
-
Тщательнее,
пожалуйста, - попросил он, - и осторожно, а то у меня будут синяки на локте.
-
Загодя ничего
нельзя знать, - парировала она, - но я предприняла меры, чтобы не осталось ни
следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае,
айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомить
спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну а меня
обязательно премируют! До свидания! И она стала ретироваться к выходу.
3. Работа с
предложением.
- Исправьте ошибку, вызванную употреблением
слова в несвойственном ему значении: «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном
слов, надо много читать».
-
Что такое жаргон?
-
Прочитайте на
стр. 33 учебника о том, что такое жаргонизмы.
4. Упражнение 76.
-
С одним из
жаргонизмов придумайте предложение и составьте пару, где этот жаргонизм
заменяется литературным словом.
-
Сравните
предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А
какое лишь в определенному кругу людей?
5. Слово учителя
с элементами беседы.
- Что означает
выражение «типун тебе на язык»?
По сведениям
фразеологического словаря, типун - роговой бугорок на кончике языка у птиц. Он
помогает птицам склевывать пищу. Твердые прыщики на языке у человека названы
типунами по аналогии с этими птичьими бугорками.
По суеверным
представления, типун появляется у лживых людей. Первоначально это выражение было
магическим заклинанием, призванным наказать лжецов и обманщиков. Сейчас смысл
этого заклинания несколько изменился: не говори того, чего не следует, а иначе
- пусть у тебя на языке вскочит типун!
- Знаете ли вы, что в древней языческой Руси,
когда люди еще поклонялись богу солнца, богу ветра, слова с отрицательной
окраской в доме произносить было нельзя. Существовало поверие, что слово
обладает магической силой. Считалось, что злое слово вызывает злого духа.
-
Как называется
это животное? (Учитель показывает рисунок с изображением медведя.)
- На самом деле исконное название этого животного нами
уже забыто. Существует версия, что древние люди не произносили всуе этого
имени, т. к. боялись его прихода. Поэты стали называть его «обманным» именем —
медведь (т. е. тот, кто мед ведает).
-
А как называется
этот цвет? (Учитель показывает предмет красного цвета.)
-
Отличается ли
червонный цвет от красного?
-
Сравните
выражения: красный цвет ~ красный молодец.
-
Почему можно
утверждать, что этот цвет самый любимый у русских людей?
-
Итак, каждое
слово, произносимое нами, несет в себе культуру нашего народа, часть его быта.
По словарному запасу человека можно определить уровень его культуры.
6. Упражнение 79.
7. Самостоятельная работа.
-
Прочитайте мнение
о жаргоне языковеда Л. И. Скворцова.
-
Согласны ли вы с
ним?
-
Коротко запишите
свое мнение в тетради и обоснуйте его.
8. Итог
урока.- Опираясь на эпиграф, ответьте на вопрос: можем ли мы судить о
человеке по его речи?
Домашнее задание: упражнение 77.
|