Словарная работа.
На доске написаны слова:
Диспансер, областей, коклюш,
намерение, предрасположение, флюорография,
мастерски, откупорить, за руку.
Принцип
работы тот же, что и на предыдущем уроке.
-
Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение - сделать вам прививку.
-
У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, - ответил спортсмен с явным
желанием выпроводить нежданную гостью.
- Я не уйду, - уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Представительница
диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на
столе флаконы с лекарством,
потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
2. Беседа.
- Найдите среди этих слов
профессиональные.
- Чем они отличаются от общеупотребительных?
-
Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов - с диалектными словами.
-
Как образовалось
слово диалектный?
- Что такое диалект?
-
Как вы понимаете значение словосочетания «диалектные слова»?
-
По-другому диалектные слова называются диалектизмами.
- Сравните свое толкование этого термина с определением, данным в
учебнике (стр. 31).
3.
Упражнение 75.
1. Чтение текста упражнения 75.
-
О чем этот текст?
-
Озаглавьте его.
-
На сколько смысловых частей можно разделить текст?
-
Озаглавьте каждую часть.
-
Представьте, что
этот сюжет вы смотрите в кино. Опишите кадры
(по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются
ключевыми.
2. Сжатый пересказ.
3. Рассказ учителя о словаре В. И.
Даля.
4.
Беседа.
-
Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю?
-
Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?
5. Письменная работа.
В
столбик учащиеся записывают слова:
глаза,
рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.
Затем
учитель диктует диалектизмы:
кочет,
вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.
Задача учащихся - написать
диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним
синонимичную пару.
6. Самостоятельная
работа.
-
На стр. 32
прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях
диалектные слова.
-
Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
-
Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная
изобразительность текста? Как?
Текст для 1-го варианта
РОГАЧ
И ЗАГНЕТКА
Вот что однажды случилось с
Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец
его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в
деревню к бабушке. А деревня эта находилась
где-то под Воронежем.
Утром
бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
- Внучек,
возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец
спросил:
-
Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не
слышал.
-
Чудак человека, - сказала бабушка, - да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.
- А загнетка вот она, - прибавила бабушка, - и
указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)
Текст для 2-го варианта
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он
приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано
утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
- Внучек,
возьми там в сарае литовку. Я ее
сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
-
Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина - литовец, а женщина - литовка.
-
Вон оно что! - рассмеялся дедушка. - Это у нас так косу называют, которой траву косят.
-
Вот чудеса! -
удивился Тема.
6. Итог урока.
- Почему
диалектизмы еще называют сокровищами живой на родной речи?
- Почему их необходимо фиксировать в словарях?
Домашнее
задание: упражнение 73.
|