Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 15.06.2025, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Лексика. 6 класс

Словарная работа.

На доске написаны слова:

Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.

Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке.

-  Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение - сделать вам прививку.

-  У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, - ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

-  Я не уйду, - уперлась женщина.

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.

2. Беседа.

-  Найдите среди этих слов профессиональные.

-  Чем они отличаются от общеупотребительных?

-   Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов - с диалектными словами.

-   Как образовалось слово диалектный?

-   Что такое диалект?

-   Как вы понимаете значение словосочетания «диалектные слова»?

-   По-другому диалектные слова называются диалектизмами.

-  Сравните свое толкование этого термина с определением, данным в учебнике (стр. 31).

3. Упражнение 75.

1. Чтение текста упражнения 75.

-   О чем этот текст?

-   Озаглавьте его.

-   На сколько смысловых частей можно разделить текст?

-   Озаглавьте каждую часть.

-   Представьте, что этот сюжет вы смотрите в кино. Опишите кадры (по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются ключевыми.

2.   Сжатый пересказ.

3.   Рассказ учителя о словаре В. И. Даля.

4.   Беседа.

-   Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю?

-   Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?

5. Письменная работа.

В столбик учащиеся записывают слова:

глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

Затем учитель диктует диалектизмы:

кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.

Задача учащихся - написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.

6. Самостоятельная работа.

-   На стр. 32 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.

-   Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.

-   Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

 

Текст для 1-го варианта

РОГАЧ И ЗАГНЕТКА

Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.

Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.

Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:

- Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец спросил:

-   Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.

-   Чудак человека, - сказала бабушка, - да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.

- А загнетка вот она, - прибавила бабушка, - и указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)

Текст для 2-го варианта

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

- Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

-   Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина - литовец, а женщина - литовка.

-   Вон оно что! - рассмеялся дедушка. - Это у нас так косу называют, которой траву косят.

-   Вот чудеса! - удивился Тема.

6. Итог урока.

- Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой на родной речи?

-  Почему их необходимо фиксировать в словарях?

Домашнее задание: упражнение 73.

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1780 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |