Повторение
пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1.
Вставьте пропущенные буквы.
К..саясъ, к..снувшисъ,
к..сание, прик..сновение, к..сателъная, к..сательно, неук..снительно.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Неприк..сновенность,
прик..снуться, прик..саться, со прик..сатъся, соприкоснуться, соприк..сатъся,
соприкосновение.
3) Конкурс
«запоминалок».
-
А вот
«запоминалка» на другие корни, выбор гласной в которых зависит от суффикса: Ира
не хочет быть Ерой.
- Как вы думаете, для каких корней она подойдет?
4) Вставьте
пропущенные буквы.
Зам..реть от
восторга, опт..рать замок, зам ..рать от восхищения, приб..ру в квартире,
уд..рать с места происшествия, к..саться темы, уд..ру без оглядки,
прик..снутъся к прошлому, написать изл..жение.
Творческий
диктант.
Учитель диктует слова:
а) сложить,
горелый, смотреть, слышать;
б) прикоснуться,
загорать, видеть, бежать;
в)заберу, огарок, угар.
Задача учащихся - после того,
как запишут, дописать каждый ряд, взяв по одной морфеме от каждого слова и
сложив из них новое. Ответ:
сгореть, пригореть, загар.
2. Объяснение
нового материала.
- Какой
загадочный корень встречается в этих пословицах?
1) Когда повара дерутся, все стынет или г..рит.
2) Огонь тушат, пока не разг..релся.
3) От искры сыр-бор заг..релся.
4) От копеечной свечи Москва заг..релась.
-
Найдите его в
схеме. От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило. Сравните его с
правилом в учебнике (с. 62)
-
Вставьте
пропущенные гласные.
-
Обратите внимание
на остальные корни в первом столбике.
-
Во всех ли корнях
под ударением нужно писать А?
-
Чтобы не
запутаться при встрече с таким корнем, нужно подобрать слово-двойник, где
гласная будет под ударением. Например, заг?релся - ударение на корень не
падает. Подбираем слово-двойник с ударением в корне - загар. Значит, в
этом корне А пишется под ударением. В слове заг ? релся пишем О.
Укажите неправильное написание слов.
начинать учиться замереть от счастья замерать от
страха соберательный образ предлогать помощь далекая зорница растирание красок
отраслевое производство заностчивый мальчик
3. Лингвистическая
разминка.
-
Докажите, что
данные слова не одного корня: разорить -оз..рить.
- Вставьте пропущенную букву, объясните свой выбор.
- Попробуйте
догадаться, что сказал врач.
Какая-то пациентка спр.сила Боткина:
-
Ск..жите, доктор,
какие упражнения самые п..лезные, чтобы п..худеть?
-
Поворачивайте
голову справа налево и слева направо, - ..тветил Боткин.
-
Когда?
-
Когда...
(— Когда вам предлагают поесть.)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
4. Самостоятельная
работа.
1-й вариант - упражнение 140. 2-й вариант - упражнение
141.
5. Упражнение 142 (комментированное письмо).
6. Итог урока.
- Какое слово может служить
«шпаргалкой» при выборе гласной в корне -гар- - -гор-? Обоснуйте.
Домашнее задание: упражнение 150; составить 10 тезисов по орфограмме
«Чередующиеся гласные в корне слова», пять из которых будут неверными,
упражнение 146, подготовиться к проверочной работе.
|