1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа но карточкам.
Задание для всех
карточек - вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее».
Карточка 1.
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущ..я
Ябл..ку негде упасть
Во все лопатки
Сл..мя голову
Черепашьим шаг..м
В мгновение ока
Слово в слово
Тютелька в тютельку
Вилами на в..де писано
Комар носа не п..дточит
Попасть впросак
Попасть на с.дьмое небо
Попасть в п..ределку
Попасть в переплет
3. Работа с
карточками, подготовленными дома.
Учащиеся обмениваются
карточками, на которых зашифрованы фразеологизмы, с соседями по парте. Задача -
расшифровать фразеологизм, придумать с ним предложение, указать, каким членом
предложения является. (Учащиеся могут пользоваться фразеологическим
словарем.)
4. Творческая
работа.
- Всем нам известно выражение
«Из песни слов не выкинешь». Что оно означает?
-
Фразеологизмы -
устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной
речи не допускают никаких вариантов. Но бывали случаи, когда художники слова в
интересах большей изобразительности разрушали фразеологизмы самым, казалось бы,
непозволительным образом. Например, фразеологизм как мухи мрут Н.В.Гоголь
преобразовал в выражение: все как мухи выздоравливают.
-
Сейчас я буду
называть преобразованные фразеологизмы. Ваша задача - угадать исконный вариант
и записать его.
1)
В этом деле
легавую собаку съел.
2)
Из мухи делать
протодиакона.
3)
Спит как из
ведра.
4)
Зарубить на
подбородке.
5)
Денег гуси не
клюют.
Затем учащиеся объясняют
орфограммы в записанных фразеологизмах.
5. Объяснительный диктант (но упражнению 105).
Класс с помощью учителя
объясняет правописание пропущенных букв в первом предложении, затем записывают
его под диктовку. Аналогичная работа проводится с остальными предложениями. Это
позволит предупредить возможные ошибки.
Задание: подчеркнуть
фразеологизмы как члены предложения.
Внеклассное мероприятие по фразеологии
«Газета-альманах»
Класс делится на 8 групп.
Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова,
рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем
учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и
творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту
информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель
склеивает их в одну (шапка - верхний левый угол -заготовлена учителем
заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят...».
Люди говорят...
|
... о голове
|
... о руках
|
... о воде
|
... о хлебе
|
... о каше
|
... о жизни
|
... о собаках
|
... о земле
|
|