Словарный диктант.
Поражать, бордовый,
ответить, отозваться, откликнуться, экономить, солдат, перила, терраса,
исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.
2. Фразеологические
загадки.
- Отгадайте, о
чем идет речь.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают,
зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное,
хлопотливое дело.
5. Ее набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.
3. Беседа.
-Ребята, скажите, а возможно
ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо
поливать), что воду носят в решете, что можно дергать за язык? Возможно ли это
в реальной жизни? Почему?
-
Что означают
выражения: нос повесил, сесть в калошу?
-
Можно ли при
толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно?
-
Такие сочетания
слов называются фразеологизмами.
-
На стр. 44
учебника прочитайте определение этого термина.
4. Упражнение 98.
-
В чем заключается
ошибка девочки?
-
Выпишите
фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему?
5. Упражнение
100.
-
Представьте, что
в сказке вместо «Змей Горыныч унес царевну за тридевять земель» говорилось бы
«Змей Горыныч унес царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше
волшебства, загадочности?
-
Какую роль играют
фразеологизмы в речи? Для чего мы их употребляем?
- Выполните задание упражнения 100.
(Комментированное письмо.)
6. Самостоятельная работа (упражнение 101).
7. Итог урока.
- Сравните
предложения:
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на
ноги.
Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет
самостоятельно.
-
В каком из них
выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным
сочетанием?
-
Что происходит со
значением слова, ставшего частью фразеологизма?
-
Какие особенности
разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с
фразеологизмами?
-
Для чего
фразеологизмы используются в речи?
Домашнее задание.
1) Выписать фразеологизм и
дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим
фразеологизмом.
2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом.
Например:
пояс,за, заткнуть
вода, разлить, не.
|