Задание 1.
- Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите
его основою мысль:
«Слово со скомканным началом
подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает
человека с ампутированными
ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну
бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя
слякоть и распутица, когда все сливается
в тумане».
- Попытайтесь расшифровать слова и предложения,
произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К.Станиславский.
Произнесите правильно.
Ваще, рази, сёня, чек, мачики,
дечки, сари, серно, ща.
Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально
гарю?»
(Выделенные буквы
-ударные.)
- Почему
нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?
Задание
2.
- Чтобы уметь говорить отчетливо,
нужно очень много знать. Нужно знать, из
каких звуков состоит наша речь, правила их произношения.
В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и скажите, какие особенности русских звуков
подметил поэт:
Дыхание
свободно в каждой гласной,
В
согласных - прерывается на миг.
И
только тот гармонии достиг,
Кому
чередованье их подвластно.
Звучат
в согласных серебро и медь,
А
гласные даны тебе для пенья.
И
счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль
даже продышать стихотворенье.
-
На какие две группы делятся гласные?
-
На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
- Назовите
сильные и слабые позиции гласных и согласных
в слове оплошность.
-
Назовите шипящие согласные.
-
Как на письме изображается звук [й]?
Задание
3. Фонетический разбор
-
Как можно превратить угол в топливо?
-
Отобразите это в фонетической транскрипции.
-
Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).
Задание 4. Игра
«Найди пару»
- Сейчас я буду называть слова.
Ваша задача - один согласный заменить другим, отличающимся от первого по
глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках
пары слов и подчеркните различия. Например: код - год.
Удочка, тужить, визит,
сиять, молотить.
После того как учащиеся сдадут листочки, проводится
устная проверка.
Задание
5.
- На основании рифм установите, как произносили
поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!
Так няня в лес ребенка
заведет
И спрячется сама за
куст высокий:
Встревоженный, он
ищет, и зовет,
И мечется в тоске
жестокой...
Н. А. Некрасов
Густой
зеленый ельник у дороги,
Глубокие
пушистые снега.
В
них шел олень, могучий, тонконогий,
К
спине откинув тяжкие рога.
И. Бунин
Лишь вступил на двор
широкий,
Что ж? Под елкою
высокой,
Видит, белочка при
всех
Золотой грызет орех...
А. С. Пушкин
- Наука, изучающая произношение звуков,
называется... А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп'ийа]
- Ее
роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 226 учебника помещен словарь
«Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в
произношении тех или иных слов.
- Произнесите
правильно слова из упражнения 5.
Задание 6.
- Сейчас от некоторых людей, преимущественно
пожилого возраста, можно услышать [с'эм] вместо [с'эм']. Наличие какой буквы
указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?
-
Что значит разделительный ь?
-
Когда
употребляется разделительный ь?
- Когда употребляется разделительный ъ?
- Составьте алгоритм.
1.
Делаем морфемный разбор слова
|

2. Буква (ь/ъ) находится сразу после приставки
|

Да
|
 
|
Нет
|
 
Задание
7.
1-й
вариант - сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.
2-й
вариант - сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.
8.
Итог урока.
-
Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и
графика?
Домашнее
задание (на выбор):
1) упражнения 6, 8;
2)
написать рассказ
на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»
|