Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 16.06.2025, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Фонетика. Орфоэпия, Графика.

Задание 1.

Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основою мысль:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К.Станиславский. Произнесите правильно.

Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю

(Выделенные буквы -ударные.)

Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

Задание 2.

- Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

-   На какие две группы делятся гласные?

-   На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

-   Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

-   Назовите шипящие согласные.

-   Как на письме изображается звук [й]?

Задание 3. Фонетический разбор

-   Как можно превратить угол в топливо?

-   Отобразите это в фонетической транскрипции.

-   Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).

Задание 4. Игра «Найди пару»

Сейчас я буду называть слова. Ваша задача - один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код - год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.

Задание 5.

На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой...

Н. А. Некрасов

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

И. Бунин

 

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

А. С. Пушкин

Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название:                            [арфаэп'ийа]

-  Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 226 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.

Произнесите правильно слова из упражнения 5.

Задание 6.

-   Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с'эм] вместо [с'эм']. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?

-   Что значит разделительный ь?

-   Когда употребляется разделительный ь?

-   Когда употребляется разделительный ъ?

-   Составьте алгоритм.

 

1. Делаем морфемный разбор слова

 

2. Буква (ь/ъ) находится сразу после приставки

 

Да

Нет

 

Ъ

 

Ь

 

Задание 7.

1-й вариант - сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.

2-й вариант - сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.

8. Итог урока.

- Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонети­ка, орфоэпия и графика?

Домашнее задание (на выбор):

1)   упражнения 6, 8;

2)   написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (09.08.2013)
Просмотров: 1487 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |