Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 20.06.2025, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Русский язык

Этимология. 6 класс

Инсценировка.

Хвастун (в обычном шарфе): Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?

Петя: Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.

Хвастун:  Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.

Петя (с иронией): Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?

Хвастун: Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)

Петя: Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра - это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)

Хвастун (озадаченно): Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)

-   Ребята, почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?

-   Найдите в словаре истинное значение слова выдра.

- Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) - вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor (вода) и hydra (водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения.

2. Объяснение учителя.

3. Лингвистическая задача.

 

-   Прочитайте о происхождении слова седой на с. 58. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.

-   Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?

-   Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности.

4. Работа с карточками. «Бюро находок».

- Найдите хозяина по значению.

Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.

5. Анализ детского словотворчества.

- Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?

***

- Смотрите, как деревья листеют!

***

-  Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?

-  Какие это тайные?

-  А те, которые во рту тают.

***

-  Смотри не лезь в лужу!

-  А если это будет необходимая лужа?

-  Какая это необходимая?

-  Ну такая большая, что не обойти.

***

-  Я пригласил гостей на день рождения.

-  А с нами посоветовался?

-  Что же мне их теперь отглашать?

 

6. Лингвистическая задача.

Прослушайте отрывок из книги В.Ю.Откупщикова «К истокам слова».

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

- Попробуйте догадаться, что означают детские слова:
тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.

7. Доклады.

- Люди с древнейших времен пытались этимологизировать не понятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.

ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА

У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты - Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.

НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ

Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.

Так, русский поэт и филолог В.К.Тредиаковский, живший в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название -Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму - Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.

8. Итог урока.

- Для чего нужно изучать этимологию слов?

 

Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник-рот) и составить с ним рассказ.

Категория: Русский язык | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1749 | Теги: этимология | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |