Инсценировка.
Хвастун (в обычном
шарфе): Вот, приобрел себе
воротник. Как вы думаете, из кого он?
Петя: Хм, насколько
мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на
что.
Хвастун: Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом
видно.
Петя (с
иронией): Да? А знаете ли вы,
почему выдра называется выдрой?
Хвастун: Нет, я как-то над
этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)
Петя: Дело в том, что при обработке шкурки этого
зверька из нее полностью выдирается шерсть,
и остается только подшерсток. Следовательно, выдра - это шкурка, из
которой выдрана шерсть. Позднее название
шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)
Хвастун (озадаченно): Не может быть, почему же тогда она так ценится?
(Уходит, задумавшись.)
-
Ребята, почему
хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?
-
Найдите в словаре
истинное значение слова выдра.
- Слово это
встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских
языках. Литовское слово udra
(выдра), древнеиндийское udras (водяное
животное), древнегреческое hydra
(гидра, водяная змея) - вот некоторые
из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что
первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском
языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не
очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor (вода)
и hydra (водяная
змея) не оставляют никакого сомнения
в общности их происхождения.
2. Объяснение учителя.
3. Лингвистическая задача.
-
Прочитайте о
происхождении слова седой на с. 58. Как оно образовано? Выделяем ли мы
сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.
-
Чем отличается
морфемный разбор слова от этимологического?
-
Являются ли
сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка?
Вспомните, как и чем стреляли в древности.
4. Работа с карточками. «Бюро находок».
- Найдите хозяина по значению.
Ученик читает этимологическую справку, остальные
должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.
5. Анализ детского словотворчества.
- Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами
«взрослого» языка?
***
- Смотрите, как деревья листеют!
***
- Мама, у меня в кармане есть
тайные конфетки. Хочешь?
- Какие это тайные?
- А те, которые во рту тают.
***
- Смотри не лезь в лужу!
- А если это будет необходимая
лужа?
- Какая это необходимая?
- Ну такая большая, что не обойти.
***
- Я пригласил гостей на день
рождения.
- А с нами посоветовался?
- Что же мне их теперь отглашать?
6. Лингвистическая
задача.
- Прослушайте отрывок из книги В.Ю.Откупщикова «К
истокам слова».
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования,
как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин
(вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не
только для детского возраста.
- Попробуйте
догадаться, что означают детские слова:
тушенники, журчей, рукти, рыжка,
красняк.
7. Доклады.
- Люди с древнейших времен пытались
этимологизировать не понятные им слова. Эти доказательства нам сохранила
мифология.
ПЕНОРОЖДЕННАЯ
АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф
о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты - Афродиты. Как же
возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было
заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было
непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с
греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая,
явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из
белоснежной морской воды.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ
Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком
основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие
века.
Так, русский поэт и филолог В.К.Тредиаковский, живший
в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную
форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому,
что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский
этимологизировал и другое географическое название -Италия. Здесь он также
«восстанавливал» более древнюю форму - Удалия, считая, что эта страна была
названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.
8. Итог урока.
- Для чего нужно изучать этимологию слов?
Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова
(например, ельник-рот) и составить с ним рассказ.
|