Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 07.07.2025, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

Зарубежная литература. 7 класс

Цель урока: знакомство с биографией писателя: любовь к чтению, ранняя материальная независимость, гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор, развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.

Методические приемы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Оборудование урока: портрет О. Генри; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов «Поклонения волхвов» Джотто, Рубенса и др.

Литература: Золотаревская Ф. О. Генри и его новеллы // О. Генри. Избранные произведения. М., 1991.

Ход  урока

I. Слово учителя

О. Генри - это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всем мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулеза, и воспитывался теткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч. Диккенса, У. Коллинза, В. Скотта, А. Дюма.

Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.

Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых - неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений писатель определил так: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нем должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный прием! Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре четырех миллионов».

Вы прочитали один из рассказов О. Генри - «Дары волхвов».

 

II. Анализ названия рассказа

-   Название рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы?

(Волхвы - мудрецы, прорицатели. Образ волхва встречался в «Песни о вещем Олеге».)

-   О каких волхвах идет здесь речь: «Те, что принесли дары младенцу в яслях»?

(О библейских волхвах.)

-   Какие дары принесли волхвы?

(По евангельской легенде, волхвы принесли новорожденному Иисусу золото, ладан и благовонную мирру. Отсюда пошел обычай делать подарки на Рождество.)

Учитель:

Прочтем эпизод, связанный с рождением Христа:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлеему Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя, в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф. 2. 1-12.)

-   Какие дары принесли волхвы Младенцу Иисусу?

(Золото и благовония: ладан и смирну.)

Поясним, что в те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.

К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. Рассмотрим репродукции картин, иллюстрирующих прочитанный эпизод (демонстрируются репродукции Джотто, Рубенса и др.)

Автор рассказа «Дары волхвов» переосмысливает библейскую историю. Он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа.

 

III. Беседа по вопросам

-  Что можно сказать о доме, в котором жили Делла и Джим? Как он характеризует героев? Как автор показывает дух этого дома?

(Это была дешевая меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. «В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Эта фраза напоминает заглавие стихотворения Бёрнса «Честная бедность». Видно, что герои с достоинством терпят обстоятельства, в которых им приходится жить. Но главное, что в доме царит любовь, здесь все одушевлено, даже буквы на карточке с именем хозяина: «Буквы в слове «Диллингхем» потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное «Д»?»)

-   Какими сокровищами обладала семья Юнг?

(Золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, и прекрасные волосы Деллы - «каштановый водопад», спускавшийся ниже колен.)

-   Какое значение в рассказе имеет цвет?

(Делла «стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». Этот цвет соответствует настроению Деллы - ведь ей не на что купить подарок любимому мужу. «С лица за двадцать секунд сбежали краски». Это говорит о волнении Деллы, о ее решимости пожертвовать единственным своим сокровищем - волосами - ради мужа. Делла накидывает старенький коричневый жакет, надевает старенькую коричневую шляпку - это невыразительные цвета бедности.

Значительную роль играют блестящие оттенки. Это не нарочитое сверкание дорогих безделушек и не блеск дешевых подделок. Это прекрасные блестящие волосы Деллы, ее слезы - «невысохшие блестки в глазах», «не показной блеск» платиновой цепочки, которую Делла купила в подарок Джиму, блестящие камешки гребней - подарок Джима.)

-   Что вы можете сказать о стиле автора?

О. Генри пишет кратко, лаконично, предложения обычно короткие, язык простой и доступный. В то же время встречаются повторения одних и тех же фраз. Рассказ начинается так: «Один доллар восемьдесят семь центов». Это предложение повторяется трижды, потому что таким образом подчеркивается бедность, безвыходность положения, в котором оказалась Делла. Ей очень хотелось сделать Джиму достойный подарок к Рождеству, но все, что она сумела скопить, - это один доллар восемьдесят семь центов. Несколько раз говорится о сокровищах Юнгов - о золотых часах Джима и «каштановом водопаде» волос Деллы, что подчеркивает их ценность.

Короткие фразы иногда подчеркивают стремительность действий, решительность героев: «Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову - и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу». В начале этого предложения глаголы действия отсутствуют, таким образом достигается мгновенность поступков.)

-   Почему Джима и Деллу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»?

(Автор сравнивает Деллу и Джима с волхвами. Он говорит, что рассказал историю «про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». И в то же время он называет героев

 

Продолжение урок № 66           

 

«мудрейшими из всех дарителей». Эти противоположные суждения только на первый взгляд кажутся парадоксальными. Всё дело в том, какова шкала ценностей человека. «Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год?» Делла говорит Джиму: «Никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе!» И автор таким образом утверждает: нет на свете ничего дороже и ценнее настоящей любви.)

-   Как О. Генри обыгрывает библейские образы?

Комментарий учителя:

Кроме образов волхвов, О. Генри вводит ветхозаветные образы царицы Савской и царя Соломона. Это символы красоты, славы, мудрости, богатства. Но писатель показывает эти образы в неожиданном, юмористическом ключе. Все наряды и драгоценности царицы Савской должны были бы померкнуть, если бы та проживала в доме напротив и видела, как Делла просушивает у окна распущенные волосы. А царя Соломона О. Генри представляет в роли швейцара, хранящего в подвале все свои богатства. «Джим, проходя мимо, всякий раз доставал бы часы из кармана - специально для того, чтобы увидеть, как он рвет на себе бороду от зависти».

С Богом у Деллы отношения почти свойские: «У нее была привычка обращаться к Богу с коротенькими молитвами по поводу всяких житейских мелочей».

Кроме того, важно заметить, что «Дары волхвов» - это святочный рассказ. Н.С. Лесков так определял этот жанр: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль... и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело». «Дары волхвов» соответствуют этим требованиям.

-  Вспомните известные вам «святочные» произведения. («Ночь перед «Рождеством» Гоголя; «Чудесный доктор» А.И. Куприна; «Синяя Птица» Метерлинка» и др.)

-   Как автор относится к своим героям?

(О. Генри описывает героев с сочувствием, незлобивым юмором, с сентиментальностью, восхищается их самоотверженной любовью. Уже само сопоставление с волхвами говорит об уважительном, почтительном отношении к героям: «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы». Отметим необычное членение предложений. Можно сказать, что такое членение называется парцелляцией. Она применяется, когда автор особенно хочет выделить важную и дорогую для него мысль.)

 

IV. Итог урока

Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждете сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

 

Домашнее задание

1.   Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни». Прочитайте рассказы О. Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист» и другие.

2.   Прочитать рассказ Л. Пиранделло «Черепаха».

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 1506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |