Цель урока: знакомство с биографией писателя:
любовь к чтению, ранняя материальная независимость, гуманизм в рассказах
писателя, легкий юмор, развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев,
культурного контекста к произведению, художественного пересказа.
Методические приемы: устный рассказ,
выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа элементы анализа текста,
реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.
Оборудование
урока: портрет О. Генри; иллюстрации к рассказу; репродукции
библейских сюжетов «Поклонения волхвов» Джотто, Рубенса и др.
Литература: Золотаревская Ф. О. Генри и
его новеллы // О. Генри. Избранные произведения. М., 1991.
Ход урока
I. Слово учителя
О. Генри - это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского
писателя, книги которого любимы во всем мире. Он родился в 1862 году на юге
Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулеза, и
воспитывался теткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч. Диккенса, У.
Коллинза, В. Скотта, А. Дюма.
Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать
деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать
лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он
работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету,
пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему
благосклонна.
Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены
в его многочисленных рассказах, главное в которых - неистребимый оптимизм,
юмор, любовь к людям и к жизни в
целом. Темы своих произведений писатель определил так: «Я буду писать рассказы
о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может
иметь огромное воспитательное значение. В нем должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен
разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов
павших, отверженных и при этом
обеспечить им там радушный прием! Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре
четырех миллионов».
Вы
прочитали один из рассказов О. Генри - «Дары волхвов».
II. Анализ названия рассказа
- Название
рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы?
(Волхвы - мудрецы, прорицатели. Образ волхва встречался в
«Песни о вещем Олеге».)
- О каких
волхвах идет здесь речь: «Те, что принесли дары младенцу в яслях»?
(О библейских
волхвах.)
- Какие дары принесли волхвы?
(По евангельской легенде, волхвы принесли новорожденному
Иисусу золото, ладан и благовонную мирру. Отсюда пошел обычай делать подарки на
Рождество.)
Учитель:
Прочтем эпизод,
связанный с рождением Христа:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни
царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его
на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и
весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных,
спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлеему
Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем
не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ
Мой, Израиля»... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления
звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о
Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла
перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя, в дом,
увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв
сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне
откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф. 2.
1-12.)
- Какие дары принесли волхвы Младенцу Иисусу?
(Золото и
благовония: ладан и смирну.)
Поясним, что в те времена благовония стоили так же дорого,
как и золото.
К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца,
как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных
эпох. Рассмотрим репродукции картин, иллюстрирующих прочитанный эпизод
(демонстрируются репродукции Джотто, Рубенса и др.)
Автор рассказа «Дары волхвов» переосмысливает библейскую
историю. Он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа.
III. Беседа по вопросам
- Что
можно сказать о доме, в котором жили Делла и Джим? Как он характеризует героев?
Как автор показывает дух этого дома?
(Это была дешевая меблированная квартирка за восемь долларов
в неделю. «В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво
молчащая бедность». Эта фраза напоминает заглавие стихотворения Бёрнса «Честная
бедность». Видно, что герои с достоинством терпят обстоятельства, в которых им
приходится жить. Но главное, что в доме царит любовь, здесь все одушевлено,
даже буквы на карточке с именем хозяина: «Буквы в слове «Диллингхем»
потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и
непритязательное «Д»?»)
- Какими сокровищами обладала семья Юнг?
(Золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, и прекрасные
волосы Деллы - «каштановый водопад», спускавшийся ниже колен.)
- Какое значение в рассказе имеет цвет?
(Делла «стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся
по серому забору вдоль серого двора». Этот цвет соответствует настроению Деллы
- ведь ей не на что купить подарок любимому мужу. «С лица за двадцать секунд
сбежали краски». Это говорит о волнении Деллы, о ее решимости пожертвовать единственным
своим сокровищем - волосами - ради мужа. Делла накидывает старенький коричневый
жакет, надевает старенькую коричневую шляпку - это невыразительные цвета
бедности.
Значительную роль играют блестящие оттенки. Это не нарочитое
сверкание дорогих безделушек и не блеск дешевых подделок. Это прекрасные
блестящие волосы Деллы, ее слезы - «невысохшие блестки в глазах», «не показной
блеск» платиновой цепочки, которую Делла купила в подарок Джиму, блестящие
камешки гребней - подарок Джима.)
- Что вы можете сказать о стиле автора?
О. Генри пишет кратко, лаконично, предложения обычно
короткие, язык простой и доступный. В то же время встречаются повторения одних
и тех же фраз. Рассказ начинается так: «Один доллар восемьдесят семь центов».
Это предложение повторяется трижды, потому что таким образом подчеркивается
бедность, безвыходность положения, в котором оказалась Делла. Ей очень хотелось
сделать Джиму достойный подарок к Рождеству, но все, что она сумела скопить, -
это один доллар восемьдесят семь центов. Несколько раз говорится о сокровищах
Юнгов - о золотых часах Джима и «каштановом водопаде» волос Деллы, что
подчеркивает их ценность.
Короткие фразы иногда подчеркивают стремительность действий,
решительность героев: «Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую
коричневую шляпку на голову - и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими
блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу». В начале этого предложения
глаголы действия отсутствуют, таким образом достигается мгновенность поступков.)
- Почему Джима
и Деллу автор называет «мудрейшими из всех дарителей»?
(Автор сравнивает Деллу и Джима с волхвами. Он
говорит, что рассказал историю «про двух глупых детей из восьмидолларовой
квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими
величайшими сокровищами». И в то же время он называет героев
Продолжение
урок № 66
«мудрейшими из всех дарителей». Эти противоположные
суждения только на первый взгляд кажутся парадоксальными. Всё дело в том,
какова шкала ценностей человека. «Что больше - восемь долларов в неделю или
миллион в год?» Делла говорит Джиму: «Никто, никто не мог бы измерить мою
любовь к тебе!» И автор таким образом утверждает: нет на свете ничего дороже и
ценнее настоящей любви.)
- Как О. Генри обыгрывает библейские образы?
Комментарий
учителя:
Кроме образов волхвов, О. Генри вводит ветхозаветные
образы царицы Савской и царя Соломона. Это символы красоты, славы, мудрости,
богатства. Но писатель показывает эти образы в неожиданном, юмористическом
ключе. Все наряды и драгоценности царицы Савской должны были бы померкнуть,
если бы та проживала в доме напротив и видела, как Делла просушивает у окна
распущенные волосы. А царя Соломона О. Генри представляет в роли швейцара,
хранящего в подвале все свои богатства. «Джим, проходя мимо, всякий раз
доставал бы часы из кармана - специально для того, чтобы увидеть, как он рвет
на себе бороду от зависти».
С Богом у Деллы отношения почти свойские: «У нее была привычка
обращаться к Богу с коротенькими молитвами по поводу всяких житейских мелочей».
Кроме того, важно заметить, что «Дары волхвов» - это святочный
рассказ. Н.С. Лесков так определял этот жанр: «От святочного рассказа
непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера
(канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь
мораль... и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело». «Дары волхвов»
соответствуют этим требованиям.
- Вспомните известные вам «святочные»
произведения. («Ночь перед «Рождеством» Гоголя; «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
«Синяя Птица» Метерлинка» и др.)
- Как автор относится к своим
героям?
(О. Генри описывает героев с сочувствием, незлобивым
юмором, с сентиментальностью, восхищается их самоотверженной любовью. Уже само
сопоставление с волхвами говорит об уважительном, почтительном отношении к
героям: «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные
им. Везде и всюду. Они и есть волхвы». Отметим необычное членение предложений.
Можно сказать, что такое членение называется парцелляцией. Она применяется,
когда автор особенно хочет выделить важную и дорогую для него мысль.)
IV. Итог урока
Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждете сокровищ,
которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих
кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало
цените».
Домашнее задание
1. Написать
небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни». Прочитайте рассказы
О. Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы
выбираем», «Последний лист» и другие.
2. Прочитать
рассказ Л. Пиранделло «Черепаха».
|