Цель урока:
познакомить с писателем, с его повестью, на примере отрывка из повести
показать, как проявляются великие возможности человека в минуту опасности,
показать силу скрытой для других отеческой любви; подчеркнуть мужество мальчика
Методические
приемы: выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа.
Оборудование урока:
издания произведений Дж. Олдриджа.
Справка: фут -
30,48 см; дюйм - 2,54 см.
Ход урока
I. Рассказ о писателе
Чтение статьи учебника «Джеймс Олдридж».
II. Беседа по вопросам
- Кем был Бен, отец Дэви? Почему отец и сын
оказались в пустыне у побережья Красного моря?
(Бен был хорошим летчиком по
неразведанным трассам, но потерял работу. Ему повезло, что он нашел место
подводного кинооператора - он делал подводные съемки, связанные с большим
риском, а за это кинофирмы платили ему. Для того чтобы сделать хорошие кадры,
надо было залететь в пустынную, дикую местность. Так Бен и Дэви попали в необитаемый
район пустыни на побережье Красного миря в Египте, и никто не знал, где они
находятся.)
- Каковы были отношения отца и сына до
трагических событий?
(Отец и сын не были очень
близки. Мальчик был для отца даже обузой: с ним приходилось возиться, считаться
с его неприспособленностью, с его детскими страхами, ведь Дэви было всего десять
лет. Бена раздражала застенчивость сына, он разговаривает с мальчиком грубовато.
Дэви был не похож на других американских ребят своим замкнутым характером,
серьезностью, тихим голосом. Мальчик старался меньше разговаривать с отцом, так
как «заранее ожидал резкого ответа».)
- Почему акулы напали на Бена?
(Бен проявил неосмотрительность:
приманив акул куском конины, он забыл, что его руки и акваланг тоже испачканы в
крови и привлекают этим запахом акул. «Бен проклял свою глупость», но было
поздно.)
Прочитаем выразительно сцену
после нападения акул со слов: «Бен стукнулся спиной о надводный край рифа...»
до слов: «...бледное лицо сына было искажено ужасом, но он с мужеством отчаяния
старался выполнить свою задачу».
- Как проявляются характеры героев в первые
минуты опасности? Как показывает это автор?
(Бен получил страшные
ранения: акулы буквально исполосовали его руки и ноги, страшным усилием он смог
выбраться на берег. У него был шок, он то и дело терял сознание от боли. Но Бен
- человек сильный. Он понял, что надо что-то сделать. И думает он прежде всего
о сыне: «если он умрет, мальчик останется один», ему грозит гибель. Значит,
надо собрать все силы - другого выхода нет. Отец пытается сосредоточиться,
настойчиво старается успокоить мальчика и заставить его сделать то, что
необходимо для спасения.
Мальчик сначала очень
испугался и растерялся. Его «полное ужаса» лицо — первое, что увидел Бен, когда
пришел в себя. Дэви «кричит», голос у него «невнятный». Когда же Дэви по
команде отца начинает действовать - перевязывает раны, описание его меняется.
Он все еще очень испуган: «напряженное, бледное лицо было искажено ужасом», но
появляется в нем и другое: «Он с мужеством отчаяния старался выполнить свою
задачу».)
- Как меняется отношение отца к сыну? Какие
черты характерны для обоих героев?
(Бен впервые относится к Дэну,
как к сыну, как к человеку, а не как к несмышленышу. Он понимает, что
единственная надежда спастись - это заставить Дэви самостоятельно думать,
уверенно делать то, что он должен сделать. Тон Бена становится сочувственным,
ласковым. Он называет Дэви «сынок», вспоминает, что «уже давно как следует на
него не глядел». Бен вдруг понимает, что «этот мальчик с серьезным лицом был
чем-то похож на него самого: за детскими чертами скрывался, быть может, жесткий
и даже необузданный характер».
Постепенно Дэн все более
обнаруживает этот характер. Когда Бен пожалел измученного мальчика, тот пришел
в ярость. Это было новым для Бена, он никогда раньше не слышал в голосе сына ни
протеста, ни тем более ярости. «Неужели можно годами жить с сыном и не
разглядеть его лица?» - думает Бен.)
- Почему Бен «разглядел» лицо сына только
теперь?
(Потому что мальчик умел скрывать
свои чувства, был сдержанным, замкнутым, закрытым. И только чрезвычайные обстоятельства
заставили его обнаружить свой истинный характер.)
- Как Бен «нащупал путь к сердцу мальчика»?
(Бен нечеловеческим
усилием держался за жизнь. Он понимал, что надо дотянуть до аэродрома, спасти
своего сына, только тогда он имеет право умереть. Бен почувствовал на глазах
беспричинные слезы и разозлился на себя: он не намерен сдаваться. Прорвавшиеся
чувства принесли Бену даже легкое удовольствие - оказывается, быть откровенным
с сыном не так уж плохо. «Расклеился твой старик, а?» - отец откровенен
настолько, что показывает перед сыном свою слабость. Главное получилось: Бен
«нащупал путь к сердцу мальчика».)
- Как меняется Дэви за время полета? Как
изображает это Олдридж?
(Дэви чувствует
поддержку отца. Писатель выражает уверенность в том, что мальчик выдержит
испытания, короткими предложениями. Они построены так, что непонятно, кому они
принадлежат - отцу или самому писателю: «Славный парень! Он долетит. Он
справится». Эти фразы лаконичны, потому что передают и отрывочную из-за боли
речь Бена, и мужественную сдержанность в оценке событий самого писателя,
уважение к самообладанию и стойкости Бена и Дэви.
Дэви пришлось самому вести
самолет. На мальчика свалился непомерный груз ответственности за свою жизнь и
за жизнь отца. За время полета Дэви резко повзрослел. Он решил, «что никогда
больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы». Постепенно он
осваивается и уже чувствует себя уверенно на месте пилота. Отец и сын как бы меняются
местами, не только местами летчика и пассажира: теперь Бен растерянно задает
вопросы Дэви: «Что случилось? Что ты делаешь?», а тот отвечает спокойно, как
взрослый.)
— Каков смысл названия повести - «Последний дюйм»? (Еще в начале
фрагмента «Отец и сын» Бен говорит о том, что все дело в том, чтобы правильно
рассчитать, что «все дело в последнем дюйме». А для этого нужны мужество,
выдержка, уверенность в своих силах. Речь о последнем дюйме идет и в конце
фрагмента. Здесь отец не выдерживает, теряет самообладание, им овладевает
страх, ужас стремительно приближающейся смерти. Мы не можем упрекать его - ведь
он выдержал невероятный натиск боли и все же держался до последнего, можно
сказать, до последнего дюйма. Его характер мы узнаем в сыне: Дэви мужественно
довел самолет до аэродрома и не споткнулся на «последнем дюйме». Врачи удивлялись,
что он не получил даже шока.)
— Каков финал этого фрагмента?
(Можно сказать, что это счастливый
финал: все живы, мальчик довел самолет до аэродрома и удачно посадил его на
землю. Но особенность этой счастливой концовки в том, что писатель ставит новые
проблемы, подразумевающие развитие, а не завершение действия. Самым важным Бен
считает даже не то, что он разглядел в своем сыне, а то, «сумел ли мальчик
что-нибудь увидеть в своем отце». Словно зеркально отражаясь в начале
фрагмента, звучит голос Бена, но теперь уже «робко», так, как раньше говорил
Дэви.
Писатель подчеркивает единство
отца и сына предложением: «Им обоим нужно время».)
III. Итог урока
— С какими произведениями зарубежной литературы,
изученными ранее, вы могли бы сопоставить фрагмент «Отец и сын»? Что их
объединяет?
(«Вересковый мед» Л.
Стивенсона; «Сказание о Кише» и «Любовь к жизни» Д. Лондона. Эти произведения
объединяет изображение мужественных, стойких, выносливых, отважных людей,
которые живут по-настоящему, не сдаются, не боятся трудностей и выполняют свое
дело хорошо.)
— Скажите, обязательно ли для того, чтобы
научиться быть взрослым, проходить через экстремальные ситуации?
Закончим урок словами самого
Дж. Олдриджа: «Взаимопонимание отца и сына - вещь не простая, и чтобы
достигнуть его, требуется немало усилий с обеих сторон. В «Последнем дюйме этому
помогает не критическая ситуация, а то взаимное уважение, которое в мужчине и в
ребенке рождают проявленное в этой ситуации мужество и способность хорошо делать то, что делаешь».
Домашнее
задание
1. Подготовить пересказ отрывка из повести.
2. Прочитать рассказ О. Генри «Дары волхвов».
|