Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 19.06.2025, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

В.П.Астафьев. 6 класс

Цели:

1.        Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

2.   Продолжить словарную работу.

Ход  урока

I. Изучение нового материала.

1.  Чтение отрывка из предисловия к книге Астафьева «Конь с розовой гривой»   

-   Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?

-   Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?

2. Слово учителя.

После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.

«Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие страсти рассказывал... На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал однажды рассказ кружковеда - бывшего фронтовика, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом». Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.

Видно ли из воспоминаний, какое впечатление на слушателей производил в детстве и юности В. П. Астафьев как рассказчик?

(Бабушка смеялась: «вруша»; товарищи на фронте не отпускали его на дежурства, чтобы послушать, видимо, нравившиеся им истории.)

Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати?

(Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев - правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)

 

3.Словарная работа.-    Запишите значение слов:

дебют - первое или пробное выступление на сцене, на новом поприще.

реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом.

4. Чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой» учителем и подготовленными учащимися.

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.

В рассказе встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит, ведь действие его происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея; в нем слышна живая разговорная речь.

Вопросы для обсуждения.

-   В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

-   От чьего лица ведется повествование?

-   Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?

-   Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?

- Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

- Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»?

(Он - мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него - чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот...».)

 

Какой предстает перед читателем жизнь соседей и как ее воспринимает мальчик?

(Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

Но мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко - не запомнил подробнее.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1)        выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;

2)   сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;

3)   по желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

 

Р/Р В. П. АСТАФЬЕВ. «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик» в создании образов героев

Рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели:

1.       Продолжить анализ рассказа Астафьева.

2.   Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

3.   Обучение учащихся поиску в тексте «речевой характеристики» героев.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1.Слово учителя.

Основная тема рассказов Астафьева - тема взросления человека, становления личности. Писатель утверждает необходимость воспитания в человеке доброты, чувства ответственности, благородства по отношению к более слабым. В рассказе звучит протест против жестоких явлений в жизни, предупреждение о последствиях «нарушения душевной связи людей».

В. П. Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

2.             Рассматривание иллюстраций, выполненных учащимися.

-  Какой эпизод, изображенный в учебнике, запечатлел художник? Зачитайте его

3.       Работа над языком произведения.

Учитель. Вот и закончилось наше совместное чтение рассказа, но знакомство с творчеством Астафьева продолжается, продолжается и работа над языком произведений этого писателя из сибирской деревеньки на берегу Енисея.

Игра по рядам «Кто больше?».

Задание. Попытайтесь составить небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумайте, почему писатель использует именно их в своем произведении, а не заменил их другими словами

Беседа о нравственных вопросах, поднятых в рассказе.

Как же герой был втянут в тяжкий обман, за который так «раскаянно ревел»?

Давайте отправимся еще раз с «левонтьевскими орлами» на увал (зачитать,): «бокалы с отбитыми краями, ... наполовину изодранные на растопку берестяные туески, ... ковшик без ручки...». Дети дерутся, плачут, дразнятся; «...заскочили в чей-то огород», «...недоеденный лук побросали».

Казалось бы, случайно описанные факты... Однако мы легко можем сделать выводы: дети перенимают привычки отца, они лишены чувства ответственности, легкомысленны и эгоистичны, драчливы.

Как характеризует ребят сбор ягод? Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга?

(Задание по вариантам.)

I вариант                                                          II вариант

Искренний, трудолюбивый, честный                             Хитры, ленивы, эгоистичны, ябедничают человек («Я брал старателъно...».)                      друг на друга, обвиняют в неудачах других,

                                                                                             а не себя («Вдруг крышка чайника

                                                                                             забренчала...».)

Как же Саньке удается заставить рассказчика бросить собирать землянику?

: «- Мне слабо? -хорохорился я...», «...не спасовать, не струсить, не опозориться...» - вот ответ, объяснение решению рассказчика вытряхнуть ягоды на траву для всех.

Какой ценой самоутверждается рассказчик?

(«Хорохорился», «повторял гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность, махнул на себя рукой» - очень трудная борьба идет в душе героя.)

-  «Интересно и весело провели ... весь день» дети. Но настала пора возвращаться домой. («Я и сам знал, что им, левонтьевским, «ха-ха», а мне «хо-хо».)

Объясните, в чем смысл рассуждений мальчика. Как оценивают свои поступки дети?

(По вариантам.)

I вариант                                                              II вариант

«мне сделалось жутко»,  «повздыхал ...                    «левонтъевские    орлы»,    «за ржал Санька»,

чуть не всплакнул», «замирая от страха...»,             «нам-то ништяк!» (с. 105).

«при готовился  к  каре  за  содеянное».                      Шантажируют: «Принеси калач, тогда не

                                                                                            скажу».

Найдите детали, показывающие, что героя мучает совесть.

: «Бабушку надул..., - терзался я ночью... Сон не брал меня». Мальчик решил «все-все рассказать» утром.)

Запишите план к рассказу «Весело и интересно проведенный день в лесу». (По вариантам.)

Какие пункты будут общими для рассказчика и «левонтьевских орлов»?

 

Рассказчик

«Левонтъевские орлы»

1)  По дороге на увал.

2)  Сбор земляники.

 

3) Драка.

4)  Решение сходить к Малой речке.

5)   Развлечения на берегу Малой речки.

 

6) Приключения Саньки в пещере.

 

7) Веселое возвращение домой.

8) Ожидание «кары за содеянное».

 

.

1.Дальнейшее чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой».

-   Проследите, как менялось настроение мальчика после того как он вернулся домой и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя?

-   Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано?

-   Найдите в тексте слова, в которых говорится о сделанном нравственном выборе героя.

(«Не буду так делать! И слушать тебя не буду!».)

-   Каким вы представляете себе героя рассказа? Нарисуйте его портрет (устно).

-   Что вы можете рассказать о его бабушке?

-   Какой более широкий смысл имеют слова бабушки, обращенные к напроказившему внуку: «Я все вижу!..». Что видела бабушка? «Не спишь ведь!..», «Я вот еще левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота...».

 

-   Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде? Ошиблась ли она, поверив ему?

 

Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?

 

 

-   А теперь прочитайте описание летнего дня в Сибири: «День был ясный, летний...» . (Читает подготовленный ученик.) Подумайте, какова роль пейзажных зарисовок в раскрытии душевных переживаний героев?

- Определите, как и куда смотрит герой. Объясните, почему пейзажная зарисовка достаточно подробная.

(Ребята «повалились на траву». Сначала мальчик просто наслаждается теплом, запахами трав, цветами. Но постепенно его взгляд устремляется ввысь: он видит листочки березы, потом его взгляд останавливается на железнодорожном мосту. Ребенок очень напряженно смотрит, так как «оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка». Ему и кажется, что «над Енисеем чуть мерцало», а мост «колыхался тонким кружевцем».

Мальчик внутренне готовится к встрече с бабушкой. Тепло и красота летнего дня служат контрастом миру обмана и эгоизма, в котором он нечаянно очутился, не сумев найти в себе достаточно мужества, чтобы противостоять левонтьевским ребятам!)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: сочинение по вариантам по составленным планам

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 7270 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |