Цель: отметить талант переводчика; чуткое отношение к
человеку; одухотворение природы; безмерную доброту и заботу о других, интерес к
истории Родины, патриотизм.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ у ч а щ е г о с я о Г. Р.
Державине, чтение стихов Державина.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово
учителя.
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
ЖУКОВСКИЙ (1783-1852)
Работа
по учебнику. 1ч., с. 68.
Произведение, о
котором мы будем говорить, называется балладой.
2. Словарная работа.
Учебник. I ч., с. 68. (Баллада — стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом,
действием.)
3.
Чтение
баллады подготовленным учеником.
4.
Анализ
текста по строфам. Анализ текста Гете
«Лесной царь».
I строфа-
холодная ночь, в пути запоздалый ездок с
сыном; сын испуганный, продрогший,
приникший к отцу-старику.
II строфа-
малютке кажется, что лесной царь в темной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.
III строфа -
лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота, цветы и струи из бирюзы и жемчуга.
IV строфа - сын рассказывает отцу об обещании
царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.
V строфа- лесной царь рисует веселые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с
младенцем, летать, играя, при месяце.
VI строфа —
испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из ветвей темных, зовет его к себе, отец же успокаивает
его, говоря, что сын видит ветлы седые.
VII строфа -
плененный красотой младенца лесной царь убежден, что «неволей иль волей»
он будет его.
VIII строфа - и опять мы слышим испуганный
голос; ему душно, ему «тяжело дышать».
IX строфа -
отец оробел, он не скачет, летит, сын тоскует, мечется, кричит. И вот
конец пути: ездок доскакал. По младенец уже мертв.
-
Какое впечатление оставил прочитанный текст? (Холодная
мгла, никаких посторонних звуков, кроме топота копыт коня, шепот лесного царя,
слышимый только ребенком. Холодно и жутко.)
- Что
в балладе обыденное (реальное) и что является чудесным, фантастическим? (Дальняя,
ночная дорога, запоздалый путник с сыном, кромешная тьма, страх, охватывающий
не только сына, по и отца. Но детское соображение «дорисовывает» то, чего не
может быть: для отца «туман над водой» - для сына «лесной царь с густой
бородой; для одного «ветлы седые стоят в стороне», для другого — прикосновение
царя, от которого душно, тяжко. И ребенок погибает от страха.)
У Гете ребенок
погибает от Лесного царя.
Гуманист (человек, любящий все живое на земле) Жуковский не
мог допустить, чтобы ребенку от прикосновений лесного царя было больно (у Гете
именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем автор. Сын умирает
от страха, то есть естественной смертью. Отцу от этого менее горестно.
Нет, замечательный переводчик, он не мог ошибиться в переводе,
просто он смягчил горе отца. Поэт не оправдывал жестокость, не испытывал ее.
В. А. Жуковский воспитывался в семье, в которой к нему очень
хорошо относились.
5. Работа по учебнику (с. 66, 2-й
абз.)
Будучи человеком добрым и отзывчивым, В. А. Жуковский использовал
свою близость с правительством, чтобы оказывать помощь тем, кто оказался в
опале (немилости). Помогал Пушкину, Баратынскому, хлопотал за декабристов, за
Герцена, Гоголя, Шевченко.
- Что сказал Пушкин о душе Жуковского? (Учебник, с. 66-67, 3-й абз.)
И стихи поэта легкие, воздушные, по выражению Пушкина,
«пленительные». Он воспевает красоту природы, одухотворяет (представляет живой)
ее.
В стихотворении «Море» поэт рисует его в спокойном состоянии,
в бурю и после бури. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба,
и «облака золотые», и блеск звезд. Описывая бурю, Жуковский использует аллитерацию,
то есть умело группирует одинаковые или сходные согласные звуки:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты
рвешь и терзаешь враждебную мглу...
При чтении создается иллюзия шипения кипящих,
клокочущих волн.
Море представляется ему живым, тонко чувствующим и
мыслящим существом, которое таит в себе глубокую тайну. Отсюда и метафоры,
метафорические сравнения, олицетворения: море «дышит», оно наполнено «смятенной
любовью, тревожной думой». Поэт обращается к морю с вопросом, словно к
человеку.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Жуковский - романтик, Жуковский - мечтатель, и ему
кажется, что море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво,
непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе,
все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к далекому,
светлому небу», любуется им и «дрожит за него».
Для Жуковского характерно пристальное внимание к человеку, к
его душевным переживаниям, его отношению к другим, признание его высоких
достоинств. Как нежно и трепетно звучат строчки поэта о тех, кто навсегда
покинул нас:
Вывод. Музыкальность стиха напоминает песенные мотивы;
внимание и любовь к людям, чувство прекрасного, глубокий, настоящий
патриотизм.