Цель: познакомить учащихся с биографией Н.Лескова; отработка
навыка составления цитатного плана; обучение нахождению основной мысли текста;
закрепление навыка выразительного чтения.
Словарная работа: сказ, неологизмы Лескова, антитеза.
Ход урока.
I Организационный момент
II Опрос: проверка контрольного домашнего задания
III Новое : Слово учителя о биографии Лескова (чтение статьи
учебника, составление цитатного плана)
Как начинался творческий путь писателя?
Чем
интересен лесковский герой?
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и
легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым
характером и складом речи.
IV Чтение сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе.
Работа над новыми словами – неологизмами Н.Лескова.
Составление плана
V Домашнее задание: прочитать сказ до конца (гл. 15-20),
подготовить рассказ о характере Левши, используя поан.
Знания на уроке: сказ Лескова и фольклор, особенности языка, идейный смысл произведения,
антитеза.
Словарная работа: одаренность, гениальность, роль
неологизмов Н. С. Лескова.
1.
Как сказ «Левша»
связан с фольклором?
2.
Народ и власть в
сказе. Антитеза в сказе.
3.
Особенности языка
сказа.
Можно предложить такую форму
работы. Ученики «разбиты» на три команды, каждая получает по одному вопросу. Когда представитель одной из команд отвечает, все
одноклассники внимательно слушают, после
его выступления вносят поправки, уточнения, замечания, зарабатывают
дополнительные очки своей команде. В результате ответов на первый вопрос
ученики должны прийти к следующим результатам.
а) Замысел «Левши»
возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал»,
или эта пословица в старых сборниках записана так: «Туляки блоху подковали».
б) Существуют фольклорные рассказы о мастерстве
тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или
различимых только с помощью сильных линз.
в) Из народных сказов взят образ героя генерала
Платова.
г) В сказе можно
выделить приемы сказочного повествования:
зачин, концовку, диалоги, повторы. Но есть эпизоды и описания, лишенные
сказочных элементов.
Задание. Найти
приемы сказочного повествования и такие эпизоды, которые лишены сказочных
элементов.
Отвечая на второй вопрос, ученики должны показать
основную антитезу сказа противопоставление Левши (народа) и тех, кто стоит у
власти.
Народ (Левша)
|
Власть
|
1. Гениальность, одаренность, мастерство.
2. Отношение Левши к родине,
патриотизм: умирая, думает, как довести до царя, что ружья нельзя чистить
кирпичом, «а то они стрелять не годятся».
|
1. Жестокость,
произвол, своеволие.
2. Отношение родины (властей) к нему. Лжепатриотизм властей, бездушие, безразличие к делу, страх за свое
благополучие.
|
Отмечая
особенности языка сказителя, сделаем следующие выводы:
а) Знакомых слов рассказчику не хватает.
б) Малознакомые он
искажает или употребляет неправильно.(Штиблеты — щиглеты, от слова «щеголь»;
таблица умножения — долбица, так как ученики ее «долбят».)
в) Иностранные
слова переиначивает на русский лад, при этом слова получают новые или
добавочные значения.
Подражание «народной этимологии»: барометр — буреметр,
пудинг — студинг, микроскоп — мелкоскоп.
г) Языковые
курьезы — в духе народного скоморошества.
д) За
словесной игрой — не только забава, но и обличение «Публицейские ведомости»
полиция + публика; на всеобщее известие «клеветой вышел» — фельетон + клевета.
Урок № 35
Тема: Р/Р Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша».
Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в
произведениях Н.Лескова, Н.Некрасова.
Цель: продолжить
знакомство с творчеством писателя; учить излагать содержание близко к тексту,
сопровождая цитатами из сказа Лескова; закрепление навыка выразительного чтения
на примере чтения отдельных эпизодов, развитие письменной и устной речи
учащихся.
Словарная работа: сказ, неологизмы Лескова, антитеза.
Ход урока.
I Организационный момент
II Опрос:
1. Проверка плана к сказу;
2. Пересказ ( чтение) понравившегося эпизода,
сопровождаемого зачитыванием цитат
3. Наличие выписанных в тетрадях окказионализмов
III Новое
Комментированное чтение глав 11-14 с последующей
характеристикой царя Николая Павловича и Платова.
Портрет левши:
А) чтение по ролям диалогов: левши и царя (гл.13,14); левши
и англичан (гл 15)
Характеристика левши. Беседа по вопросам:
- Перечитайте
сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с
царем и его окружением?
- Почему
«на каждой подковке мастерово имя выставлено», а имени левши не оказалось?
- Почему
левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?
- как
англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?
Связь сказа с устным народным творчеством:
По признанию Лескова замысел сказа возник из поговорки:
«Англичане сделали блоху из стали, а русские ее подковали». В языке сказа много
русских пословиц и поговорок, например: «У него шуба Овечкина, да душа
человечкина», «Утро ночи мудренее»…
Найдите еще пословицы и поговорки.
Работа над новыми словами:
В рассказе о левше много новых слов. Словотворчество
начинается там, где рассказчик или герой сталкиваются с нерусскими названиями,
непонятными малограмотному человеку. Приведите примеры таких слов.
Обобщение:
Лесков говорил: «…там, где стоит левша, надо читать русский народ». Имея это в
виду, подумайте и скажите, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже
прозвище его пишется с маленькой буквы.
Подготовка к сочинению (замысел, основная мысль, план,
опорные слова)
Домашнее задание: написать сочинение.
|