Цель:
продолжить знакомить с декабристами, их ролью в жизни страны, в
освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество,
верность долгу жен, гордость, самоотверженность.
Методические
приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное
чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка
домашнего задании.
- Что
вы знаете о восстании декабристов?
- Каким
вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?
- Прошло
много десятилетий после после восстания декабристов 1825 г. Как сегодня
воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?
III. Комментированное
чтение поэмы.
- Охарактеризовать внешность иркутского
губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка,
юношеский стан («как палка прямой»). На нем мундир военного, на груди кресты -
награды за службу царю и Отечеству. С. 243.)
- Какие картины ее будущей жизни нарисовал
генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит
путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там
много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме
общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)
- Каков ее ответ? (С. 247.)
Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же
будет и моя Не радостней его!
- Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый
климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях
пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет
легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)
Зачитать ответ княгини.
Покинув родину, друзей... Я силы дам ему...
- Что
говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно,
готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где
торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку,
который «прозрел» (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.)
«Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил
Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».)
-
- Какие
две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой?
- Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя:
О ком тоска? К кому любовь?
И услышал в
ответ:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой...
Но знаю, к родине любовь Соперница моя, И если б
нужно было, вновь Ему простила б я!..
- Как княгиня отнеслась к
сообщению о том, что она должна
отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?
- Где отреченье? Подпишу! И живо - лошадей!..
Учитель. Не
испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с
конвоем...». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и
муж.
Княгиня
воскликнула:
Боже мой!
Но так ведь
месяцы пройдут
В дороге?..
- В чем она обвинила генерала?
Но вы, но вы... злодей! Неделя целая прошла... Нет
сердца у людей! Зачем бы разом не сказать?.. Уж шла бы я давно... Велите ж
партию сбирать -Иду! мне все равно!..
- Какое решение принимает генерал?
Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь?
В ы
вод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы.
Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, ома
отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом,
того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во
имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное - перед собой. Воспитанная
в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в
пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный
сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас...
Я вас в три дни туда домчу...
Ей! Запрягать, сейчас!..
Инсценированное чтение: диалога генерала
и княгини.
IV. Подведение
итогов урока.
- Понравилась
ли вам поэма?
- Какие
чувства она у вас вызвала?
- Сформулируйте
тему и идею этого произведения.
Домашнее задание: напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы
«Русские женщины».
|