Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 24.07.2025, 16:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

М.Пришвин. 6 класс

Цель: завершить работу над сказкой-былью, закрепить по­нятия элементов сюжета; учить анализировать текст.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

            Проследите по тексту, каким содержанием наполняет слово «правда» история собаки Травки:

а)           в эпизоде общения с хозяином;

б)          в эпизодах охоты на зайца при хозяине и после его смерти.(Правда - это взаимопонимание и любовь, правда - это приносить пользу другим, «дикая жизнь» - жизнь только для себя.)

Как дополняет философские рассуждения автора о смысле жизни (или жизни по правде) сопоставление жизни Травки с жизнью волка Серого Помещика?

(«...что о себе воет, как волк... как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь после него ей послужить».)

Проследите по тексту художественные средства, используемые автором в описании Блудова болота с залежами торфа

(Торф - «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из про­шлого; солнце - мать, даюгцая жизнь растениям. Солнечное тепло растения передают, как «наследство», умирая и превращаясь в удобрение.

Слово «смерть», «наследство», «родители-растения», «запасы» создают второй план повествования, придают описываемому второй смысл. Это мысль о человеческой жизни прошлых поколений, о «запасах» накопленного жизненного опыта, жизненных ценностей, о необходимости быть достойными «наследниками» этих «запасов».)

Соотнесите эпизод выбора «тропинки» к цели Митрашей с истолкованием смысла выражения «кладовая солнца».

(«Тропинка», «путник», «ручеек» - слова-образы в художественных произведениях М. М. Пришвина, символизирующие «тропинку» человека из своего «Я» к общей дороге жизни всех людей, опыту поколений.)

Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки?

(Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь.)

Проследите по тексту, почему, из-за чего «Настя незаметно сошла с набитой тропы»

(Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности, когда «хочется все больше и больше».)

Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему лось «видит» Настю, а не Настя лося? Почему автор говорит о ней: «прежняя золотая курочка»?

(Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека: Настя забыла о брате.)

Почему именно в этот момент Настя по воле автора увидела Травку?

(Травка, как напоминание о любви и верности, возвращает героиню к человечности, к правде.)

 

Учитель. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке. «Правда» жизни, ее важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности.

- Каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина?

 

 

Записать в тетрадях:

а) Для автора не существует «вообще растения», «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, о внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, а что - нет.

б) Пришвин очеловечивает природу, описывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.

в) Автор наделяет животных способностью «мыслить», «разговаривать», а растения -способностью чувствовать и действовать.

г) В сказке-были поведение животных напоминает поведение людей.

д) Писатель показывает повествованием, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир.

 

 

 

3.Чтение статьи «В мастерской художника» (с. 65-66).

-   Как учится художник набирать опыт жизни? (Наблюдая и исследуя мир природы.)

-   Как вы понимаете выражение «Сегодня я создал рассказ»?

4. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева в хре­стоматии к повести «Кладовая солнца».

-   Какие эпизоды изображены художником?

-   Такими ли вы представляли героев повести?

-   Озаглавьте иллюстрации словами из текста.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: создайте иллюстрации (можно устные) к отдельным эпизодам текста.

Индивидуальные задания: подготовьте инсценировки по эпизодам: а) «Ссора Насти и Митраши»;

б) «Спасение Митраши».

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |