Цель: познакомить учащихся с
идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев;
обучение анализу эпизода..
Словарная работа: сказка-быль, тема, идея, ИВС, символ
Ход урока.
I Организационный момент
II Опрос изученного: 1. цитатный план;
Вопросы :
- В каких жанрах писал Пришвин?
- Какую мысль Паустовского об особенностях
творчества Пришвина подтверждает эпиграф?
-
Что такое эпиграф?
-
Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве Пришвина после революции?
-
Какие виды сказок
вы изучали? (Виды сказок: а) волшебные; б) сказки о животных; в) бытовые
(сказка-анекдот); г) сказки-путешествия (восточные сказки).)
Учитель. Наша задача сегодня
- пронаблюдать, как использует Пришвин для создания нового жанра -
сказки-были -традиции известных видов народных сказок.
III. Изучение нового материала. (на
протяжении всего урока беседа с опорой на план анализа эпизода.)
1. Беседа об особенностях
художественного мира М. М. Пришвина.
Учитель. М. М. Пришвин
своим творчеством утверждал идею
единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.
- Какое художественное выражение имеет эта мысль
в начале повествования в рассказе о Насте?
(Настя - сирота; ей
помогает, о ее жизни повествует рассказчик. Настя напоминает ему золотую
курочку, видимо, не только цветом волос и веснушками, по и заботливостью, трудолюбием.
Природа выступает мерой совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки»
- ряд слов, соотносящих рассказ о девочке с упоминанием пространства, в котором
происходит действие. В центре этого пространства - солнце, выступающее символом
жизни, времени и тепла.)
- Попытаемся раскрыть значение
слова «символ».
(Символ -условный знак какого-то
понятия, чего-нибудь.)
- В
рассказе о Митраше самостоятельно отметьте художественные средства изображения героя и выразите авторскую мысль о единстве
человека с миром.
(«...с хвостиком»,
«с золотыми веснушками», животные, их клички: Зорька, Дочка, Хрен -объединяют
все живое и космос.)
- Как, рассказывая о жизни детей после смерти их родителей,
Пришвин выражает свою любимую мысль о
необходимости «пути из одиночества ... к людям»?
(«...Их носики можно было видеть...»)
- Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти?
(«Солнце» - не
только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность,
«солнце» олицетворяет вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущем, с
вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.)
Какое
выражение эта философская мысль находит в развитии внешнего сюжета?
(В описании сборов детей в лес.)
- Определите значение слова «философия».
(Философия
- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления''.)
Собираясь в лес, дети вспоминают,
как это делали отец и мать.
- Найдите
использованный автором сказочный мотив запрета. В сказках какого вида он
известен? Какова его функция в сказках?
(Мотив «запрета» характерен
для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается испытаниям, из которых с
честью выходит сказочный герой. Здесь
«запрет» - не ходить в Слепую елань.)
- Какие события ожидают детей по
законам волшебной сказки?
(Они должны нарушить «запрет», их
ожидают испытания, которые они преодолеют.)
2.
Выразительное чтение текста третьей
главки от слов: «Лет двести
тому назад...» до слов: «...а волк выл от неизбывной злобы к нему».
3.Беседа по прочитанному.
- Какие слова определяют взаимоотношения ели и
сосны?
(«Деревья... боролись между собой корнями за питание».)
- Какое
влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей
Блудова болота?
(«До того близок был живым существам этот стон...».)
- Обобщите
наблюдения по тексту: каков символический смысл истории жизни «несчастных
деревьев»?
(Причина несчастья деревьев
- в эгоистическом стремлении
самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)
Учитель. Прочитанный нами отрывок - миф, отражающий народный
взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «...великое
солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки...». В этом смысле все люди и
все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая
иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.
«Вот бы и нам так устроиться в жизни... Но мы,
если любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого - то забываем всех». (Дневниковая запись М. Пришвина.)
- Какими
средствами при описании утра возле Лежачего
камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о
самоценности существования каждого отдельного живого существа?
(Лес - великий храм природы, в котором все живое тянется
к солнцу; сосны - «зажженные свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон
голосов, движения, радости и тревоги. Писатель считал, что чем богаче внутренний
мир человека, тем ему дано больше видеть в
природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)
- Обладают ли дети «родственным вниманием»? Что
видят, слышат и понимают они в лесной жизни?
(Выделяют
отдельное существование встречающего восход солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися»
елью и сосной, их «взаимоотношениями».)
- Какие сказочные мотивы можно
найти в тексте этой главки?
(«На распутье», «зловещее
«кра» ворона» - в жанре волшебной сказки; в жанре сказки о животных - эпизод,
рассказывающий о Косаче.)
Учитель. Выделяя сказочные
и реалистические элементы, обратите
внимание на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более,
но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно,
здесь все можно назвать сказкой и
одновременно былью.
Отметим и особенности
стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит:
«кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно
подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия.
В «Кладовой солнца» «быль и
сказка никогда не становятся разными
образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз в том, что они
отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» .
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) ответить
на вопросы:
-
Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого? Как помогает понять эту
мысль история «несчастливых деревьев» и ее
влияние на судьбы других обитателей леса?
|