Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 24.07.2025, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

М.М.Пришвин. 6 класс

Цель: познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев; обучение анализу эпизода..

Словарная работа: сказка-быль, тема, идея, ИВС, символ

 

Ход урока.

I Организационный момент

II Опрос изученного:  1. цитатный план;

                                                                                                          Вопросы :

В каких жанрах писал Пришвин?

-  Какую мысль Паустовского об особенностях творчества Пришвина подтверждает эпиграф?

-   Что такое эпиграф?

-   Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве Пришвина после революции?

-   Какие виды сказок вы изучали? (Виды сказок: а) волшебные; б) сказки о животных; в) бытовые (сказка-анекдот); г) сказки-путешествия (восточные сказки).)

Учитель. Наша задача сегодня - пронаблюдать, как использует Пришвин для создания нового жанра - сказки-были -традиции известных видов народных сказок.

III. Изучение нового материала. (на протяжении всего урока беседа с опорой на план анализа эпизода.)

1. Беседа об особенностях художественного мира М. М. Пришвина.

Учитель. М. М. Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.

-  Какое художественное выражение имеет эта мысль в начале повествования в рассказе о Насте?

(Настя - сирота; ей помогает, о ее жизни повествует рассказчик. Настя напоминает ему золотую курочку, видимо, не только цветом волос и веснушками, по и заботливостью, трудолюбием. Природа выступает мерой совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки» - ряд слов, соотносящих рассказ о девочке с упоминанием пространства, в котором происходит действие. В центре этого пространства - солнце, выступающее символом жизни, времени и тепла.)

Попытаемся раскрыть значение слова «символ».
(Символ -условный знак какого-то понятия, чего-нибудь.)

В рассказе о Митраше самостоятельно отметьте художественные средства изображения героя и выразите авторскую мысль о единстве человека с миром.

(«...с хвостиком», «с золотыми веснушками», животные, их клички: Зорька, Дочка, Хрен -объединяют все живое и космос.)

Как, рассказывая о жизни детей после смерти их родителей, Пришвин выражает свою любимую мысль о необходимости «пути из одиночества ... к людям»?

(«...Их носики можно было видеть...»)

Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти?

(«Солнце» - не только жизнь, но и время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, «солнце» олицетворяет вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущем, с вечными общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.)

   Какое выражение эта философская мысль находит в развитии внешнего сюжета?

(В описании сборов детей в лес.)

Определите значение слова «философия».

(Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления''.)

Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать.

Найдите использованный автором сказочный мотив запрета. В сказках какого вида он известен? Какова его функция в сказках?

(Мотив «запрета» характерен для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь «запрет» - не ходить в Слепую елань.)

- Какие события ожидают детей по законам волшебной сказки?
(Они должны нарушить «запрет», их ожидают испытания, которые они преодолеют.)

 

2. Выразительное чтение текста третьей главки от слов: «Лет двести тому назад...» до слов: «...а волк выл от неизбывной злобы к нему».

 

3.Беседа по прочитанному.

- Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?
(«Деревья... боролись между собой корнями за питание».)

Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота?

(«До того близок был живым существам этот стон...».)

Обобщите наблюдения по тексту: каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»?

(Причина несчастья деревьев - в эгоистическом стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)

 

Учитель. Прочитанный нами отрывок - миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «...великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки...». В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.

«Вот бы и нам так устроиться в жизни... Но мы, если любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого - то забываем всех». (Дневниковая запись М. Пришвина.)

- Какими средствами при описании утра возле Лежачего
камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?

(Лес - великий храм природы, в котором все живое тянется к солнцу; сосны - «зажженные свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон голосов, движения, радости и тревоги. Писатель считал, что чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)

 

- Обладают ли дети «родственным вниманием»? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни?

(Выделяют отдельное существование встречающего восход солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их «взаимоотношениями».)

 

- Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой главки?

(«На распутье», «зловещее «кра» ворона» - в жанре волшебной сказки; в жанре сказки о животных - эпизод, рассказывающий о Косаче.)

Учитель. Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратите внимание на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью.

Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия.

В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» .

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) ответить на вопросы:

-   Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого? Как помогает понять эту мысль история «несчастливых деревьев» и ее влияние на судьбы других обитателей леса?

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 1667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |