Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 23.07.2025, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

М.М.Пришвин. 6 класс

Урок № 41

Тема: М. М. ПРИШВИН. Слово о писателе. СКАЗКА-БЫЛЬ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1.        Цель: познакомить учащихся с отдельными фактами био­графии писателя, пробудить интерес к его творчеству, познакомить с идейно-художественными осо­бенностями сказки-были, характерами главных героев. Определить вместе с учащимися главную идею произве­дения.

2.   Учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова-образы, события.

3.   Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказ­кой-былью

Ход  урока

1. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и целей урока.

2.  Чтение статьи учебника (с. 38) о М. М. При­швине, ее обсуждение).

- Что пишет Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина? Перечислите отмеченные Паустовским особен­ности:

а) своеобразный писатель (то есть отличный от других);

б) его учитель - русский народ;

в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к че­ловеку;

г) «его занимает суть человека».

-   Как определяет Паустовский жанры созданных Пришвиным произведений? (Повести, рассказы, «географические очерки))

-   Повторите понятие жанра по «Краткому словарю литературоведческих терминов» Что такое эпиграф? (По «Краткому словарю...».)

-   Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграфграф? (У Пришвина «все объединено человеком».)

3.Словарная  работа.

Суть - самое главное и существенное в чем-нибудь . Сокровенный - свято хранимый, тайный1. «Его не интересует наносное». Синонимы: случайный, привнесенный со стороны.

 

4. Рассказ учителя и подготовленных учащихся  о  писателе.

 

«М. М. Пришвин считал и не считал себя детским писателем.

Первый опубликованный им рассказ («Сашок») был для детей и появился в детском журнале «Родник» в 1906 году. В 1931 году Пришвин писал: «Исследуя написанное мною за 25 лет литературного труда, я нахожу бесспорную ценность в том, что написано мною для юношества и детей». И в то же время говорил, что он обращается своими книгами не к детям, а к тому внутреннему ребенку, который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека.

Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873  неподалеку от Ельца в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем его отцу.

Отец - Михаил Дмитриевич, происходивший из Елецких купцов, - был по-барски разумен, принадлежал к разряду тех  немногочисленных в русском купечестве прошлого века натур, сочетавших в себе несомненную и яркую талантливость с полной неспособностью управлять своим талантом и обращать его на пользу людям. Поэт и мечтатель в душе, он растил орловских рысаков, сажал сады, выводил новые сорта цветов, был превосходным охотником, удивительным рассказчиком, неплохо рисовал.

Крупный проигрыш в карты не только разорил Михаила Дмитриевича, но и вконец подорвал его здоровье.

Когда Мише, младшему в семье, шел восьмой год, отца пара­лизовало. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель рассказывает, как отец здоровой рукой одним движением нарисо­вал на бумаге каких-то необыкновенных животных и подписал: голубые бобры. Потом сердобольные соседки и родственницы, разглядывая рисунок, вздыхали: «Фантазер был. Все профукал покойник,, и правда, остались какие-то голубые бобры».

Кто бы мог подумать тогда, что как раз «голубые бобры» и станут для Михаила Пришвина самой дорогой частью отцовского наследства. Вместе с ним унаследовал будущий писатель поэтиче­ское мироощущение, великую способность верить в реальность мечты, умение создавать творческой силой воображения небыва­лую в мире красоту1.

Будущий писатель рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии... Переехал в Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику. Шесть лет учился в реаль­ном училище Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс  классиче­ской гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический  институт, за участие в социал-демократической организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Герма­нию, в Лейпциг, где поступает в университет на агрономическое отделение философского факультета. Отходит от революционной борьбы. Через 4 года возвращается на Родину с дипломом  агроно­ма. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сель­скохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литера­турному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем путешественником, этнографом3, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты «сказки собственного дет­ства» .

Первая книга М. Пришвина - «В краю непуганых птиц». Пришвин стремится не только записать произведения устного на­родного творчества, но и понять душу человека-сказителя. У него этнографический подход к материалу, он видит в фольклоре един­ство формы и содержания.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Де­душкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова».

(Демонстрируется выставка книг писателя.)

 

5. Чтение вслух учителем и заранее подготов­ленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца».

Учитель. Сказка-быль - не просто произведение о приро­де. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В «Кладо­вой солнца» я написал, что правда есть суровая борьба за лю­бовь...». Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывает свою энер­гию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, лю­бовь к природе... Правда - не просто любовь к человеку. Она за­ключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкнове­нии двух начал: зла и любви.

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, натал­кивается на силу любви, на страстное желание выжить. Потому сказка Пришвина светится не только любовью, - в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.

«Кладовая солнца» - сказка, и вместе с тем события в произ­ведении имеют реальную основу.

«Кладовая солнца» была написана в первые дни после войны, в конце мая - начале июня 1945 года. Радостное ощущение победы согревает каждую строчку.

Герои сказки-были Настя и Митраша - сироты, однако они не беззащитны. Быстро научились вести домашнее хозяйство и стали «жить хорошо».

И соседи помогают им, чем могут. Не отрываются они и от артельной жизни. Но характеры у них разные. И эта казалось бы незначительная разность характеров приводит их порой к ссорам. Одна из таких ссор и стала конфликтной основой сюжета.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: рассказ о писателе; выучить литератур­ные понятия; прочитать произведение до конца; составить цитатный план «Кладовой солнца»; подобрать примеры к каждому пункту из проанализиро­ванной на уроке части текста

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (11.08.2013)
Просмотров: 2083 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Учитель - это
Всего ответов: 176
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |