Учеватова Марина Станиславовна

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 13.07.2025, 18:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [49]
Литература [114]
Портреты + иллюстрации [18]
Академия
Академия Педагогики
Это интересно
Сообщество
Новые встречи
Я на Парнасе
Времена года
Мелодии для души
Будьте здоровы
Главная » Статьи » Литература

М.Ю.Лермонтов. 7 класс

ЦЕЛЬ УРОКА: - закрепление знаний учащихся о личности поэта;

- познакомить уч-ся с «Песней …»;

- учить выразительности чтения,

- формирование понятия «поэма»;

- закрепление литературных понятий «эпитет», «метафора», «олицетворение» при анализе      текста;
- учить ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы, анализировать текст,

- отметить связь «Песни…» с народным творчеством.

 

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: портреты М.Лермонтова, учебник, тетрадь.

 

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

 

II Опрос  1. Что такое стихотворение?

     Наизусть чтение учащимися стихотворений М.Лермонтова .

                2. Расскажите об основных фактах биографии Лермонтова.

                3. В чем особенность первых впечатлений детства Лермонтова?

                4. Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в жизни и творчестве?

               5. Дайте определение литературным терминам «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение»

III Новое   СЛОВО учителя: 28 января 1837 г. по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице стихотворение без подписи «Смерть поэта».

Чтение стихотворения «Смерть поэта»

Его написал М.Ю.Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения.

Мысль в всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в «Песне  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Читая это стихотворение, напоминающее нам мир народного эпоса, мы переносимся в далекий 15 век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным.

                        Сообщение учащихся о времени правления Ивана Грозного.

Лермонтов, обратившись к далекому прошлому, нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках.

 

 Поэма  (греч. =творение) один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерна сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем свомх чувств

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении и положенных в его основу.

Песня – небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. Следует различать песню фольклорную и песню как жанр письменной поэзии. Литературная песня служит основой для последующих, часто различных музыкальных произведений.

 

Перечислите героев «Песни…» (Опричник Кирибеевич – любимый и верный воин-слуга; )

 

IV Работа с учебником:  чтение 1 части. Анализ ее.

Кто ведет рассказ? (гусляры)

 

 

 

Задание. Зачитать описание царского пира, назвать отрицательное сравнение.

Кто остался равнодушным к угощению царя?

Как царь отреагировал на его отказ?

Какова причина грусти опричника? Что предлагает ему царь?(драгоценности, царь уверен, что ни одна красавица перед ними не устоит)

В последней строфе 1 части гусляры  проявляют сочувствие герою, какие это строчки?

 

Всю ли правду сказал Кирибеевич царю?

Вывод: Любовь – замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.)

* Что можно сказать о характере Ивана Грозного, прочитав отрывок? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер?

(Царь показан по-настоящему грозным, гневным. Его настроение дано в развитии. Сначала царь нахмурил брови….   Рисуя облик Ивана Грозного, Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом- птицей хищною, безжалостной.

 

Три вопроса задает царь Кирибеевичу, и каждый начинается с простонародного союза АЛИ\АЛЬ  (синтаксический параллелилизм) «Аль ты думу затаил нечистивую?»

 

V Обобщение Что называется поэмой?

Какое чувство осталось у вас после чтения 1 части поэмы?

Кто понравился из героев?

 

VI Домашнее задание: дочитать поэму, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка, уметь объяснить свой выбор, выписать по 5 ИВС.

Категория: Литература | Добавил: маргаритка (12.08.2013)
Просмотров: 1676 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Учимся вместе
Видеоуроки
Сайты моих коллег
Акварели природы
Настроение
Начинаем отсчет
Поиск

Copyright MyCorp © 2025 |