ЦЕЛЬ УРОКА: - закрепление знаний учащихся о личности поэта;
- познакомить уч-ся с «Песней …»;
- учить выразительности чтения,
- формирование понятия «поэма»;
- закрепление литературных понятий «эпитет», «метафора»,
«олицетворение» при анализе текста;
- учить ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы, анализировать текст,
- отметить связь «Песни…» с народным творчеством.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: портреты М.Лермонтова, учебник, тетрадь.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
II Опрос 1. Что такое стихотворение?
Наизусть чтение учащимися стихотворений
М.Лермонтова .
2.
Расскажите об основных фактах биографии Лермонтова.
3. В чем особенность первых впечатлений
детства Лермонтова?
4. Какими талантами одарила природа поэта и
как они проявились в жизни и творчестве?
5. Дайте определение литературным терминам «эпитет», «метафора»,
«сравнение», «олицетворение»
III
Новое СЛОВО учителя: 28 января 1837 г. по Петербургу
разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На
другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице
стихотворение без подписи «Смерть поэта».
Чтение стихотворения
«Смерть поэта»
Его написал М.Ю.Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же
трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона
всесильного монарха, принимающего несправедливые решения.
Мысль в всесилии и несправедливости царя выражена
Лермонтовым в «Песне про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Читая это стихотворение, напоминающее нам мир народного
эпоса, мы переносимся в далекий 15 век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и
жестокость прозванный Грозным.
Сообщение учащихся о времени правления Ивана
Грозного.
Лермонтов, обратившись к далекому прошлому, нашел в нем не
только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и
безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их
поступках.
Поэма
(греч. =творение) один из видов
лиро-эпических произведений, для которых характерна сюжетность, событийность и
выражение автором или лирическим героем свомх чувств
Сюжет – ряд событий, описанных в
художественном произведении и положенных в его основу.
Песня – небольшое словесно-музыкальное
произведение, исполняемое одним лицом или хором. Следует различать песню
фольклорную и песню как жанр письменной поэзии. Литературная песня служит
основой для последующих, часто различных музыкальных произведений.
Перечислите героев «Песни…» (Опричник Кирибеевич – любимый и
верный воин-слуга; )
IV Работа с учебником:
чтение 1 части. Анализ ее.
Кто ведет рассказ?
(гусляры)
Задание. Зачитать описание царского пира, назвать
отрицательное сравнение.
Кто остался равнодушным
к угощению царя?
Как царь отреагировал
на его отказ?
Какова причина грусти
опричника? Что предлагает ему царь?(драгоценности, царь уверен, что ни одна
красавица перед ними не устоит)
В последней строфе 1
части гусляры проявляют сочувствие
герою, какие это строчки?
Всю ли правду сказал
Кирибеевич царю?
Вывод: Любовь – замечательное чувство, но она не должна
приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.)
* Что можно сказать о характере Ивана Грозного, прочитав
отрывок? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер?
(Царь показан по-настоящему грозным, гневным. Его настроение
дано в развитии. Сначала царь нахмурил брови….
Рисуя облик Ивана Грозного, Лермонтов использует соответствующие
эпитеты: слово грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом-
птицей хищною, безжалостной.
Три вопроса задает царь Кирибеевичу, и каждый начинается с
простонародного союза АЛИ\АЛЬ
(синтаксический параллелилизм) «Аль
ты думу затаил нечистивую?»
V
Обобщение Что называется поэмой?
Какое чувство осталось
у вас после чтения 1 части поэмы?
Кто понравился из
героев?
VI
Домашнее задание: дочитать поэму, подготовить выразительное чтение
понравившегося отрывка, уметь объяснить свой выбор, выписать по 5 ИВС.
|