ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить учащихся (кратко) о личности
поэта;
- познакомить уч-ся с лирикой поэта, учить определять темы
стихов;
- учить выразительности чтения, устному рисованию;
- дать формирование понятий «эпитет», «метафора»,
«олицетворение», «сравнение»
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: портреты М.Лермонтова, учебник, тетрадь,
сборник стихов М.Лермонтова.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
II Опрос 1. Какие
стихотворения М.Лермонтова вы знаете?
2. Кто из вас прочтет наизусть строчки из стихотворений поэта?
3.
Какая тема объединяет эти стихотворения?
4. Почему тема одиночества постоянна в лирике Лермонтова?
III Новое Слово учителя о
биографии поэта, обращение к портретам М.Лермонтова.
(чтение статьи учебника с.114-118.)
- В чем особенность первых впечатлений
детства Лермонтова?
- Какими талантами одарила природа поэта
и как они проявились в жизни и творчестве?
IV Закрепление. Что мы
называем стихотворением?
Стихотворение –
небольшое лирическое произведение, написанной в стихотворной форме
Анализ стихотворений
М.Лермонтова с попутным формированием навыка нахождения
изобразительно-выразительных средств языка в них.
- «Молитва»
(1839) чтение стихотворения, беседа по содержанию, устное рисование.
(Трудных минут в жизни Лермонтова было много. Он жаждал
борьбы «Так жизнь скучна, когда боренья нет», писал он в одном из своих
стихотворений. И он пишет, что когда ему тяжело, он твердит наизусть одну
молитву, в словах которой «есть сила благодатная». В последних строчках
лирический герой признается, что «с души как бремя скатится», все плохое
уходит, сомнения отпускают, и хочется жить дальше….)
- «Ангел»
чтение стихотворения, беседа по содержанию, устное рисование.
(По полуночному небу летел Ангел и пел песню, которую
слушали все. Он пел о райской жизни духов, о Боге, хвалил его, хвалил искренне.
В объятиях Ангел нес «младую душу» на землю «для печали и слез». Звук песни
запал в душу младую. Душа долго томилась на земле, потому что «скучные песни
земли» не могли «звуков небес заменить»
- «Когда
волнуется желтеющая нива»
(Картина созревающего и желтеющего хлеба на поле, шум леса,
спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание
ландыша, ворчание воды в холодном ключе – все это смиряет тревогу души,
возвращает радость жизни, дает надежду на счастье на земле. И автор уверен, что
Бог есть, который не оставит в трудную
минуту жизни)
Каким настроением
наполнено стихотворение?
Какие «краски»,
литературные приемы использует поэт, чтобы передать их читателю?
Эпитет –
Метафора –
Олицетворение –
Сравнение -
Работа с учебником – Чтение воспоминаний Бунина и
Мережковского о Лермонтове. (с.136) Что заинтересовало вас в воспоминаниях и
высказываниях о Лермонтове?
V Обобщение. Поэзия Лермонтова освещала путь читателю,
звала его к действию, передавала любовь поэта к Родине, к природе. (запись в
тетрадь)
Какое из
стихотворений, прочитанных сегодня на уроке особенно вас заинтересовало, тронуло душу?Почему?
VI Домашнее задание: наизусть стихотворение (по выбору учащегося), читать
с.118-135
|