Группа
АНАЛИТИКИ
- Почему роман
начинается с московских глав? Как вы понимаете название первой главы –
«никогда не разговаривайте с неизвестными»?
- За что так страшно
наказан Берлиоз?
- Воланд говорит: «Горожане сильно
изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более
важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
- Над чем потешается,
издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?
- Каков символический
смысл последствий сеанса черной магии?
- Фантастика является
и средством сатиры. Найдите эпизод (глава 17), где костюм председателя
комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает
Булгаков?
- В чем сходство
коллективных портретов толпы в двух сценах: объявление приговора Иешуа и
сеанс черной магии?
Группа
ФИЛОСОФЫ
- Что лежит в основе
человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей,
предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет
человеческой жизнью?
- Если жизнь соткана
из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других?
- Существуют ли
какие-то нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх
пред силой и смертью, жажда власти и богатства?
- В чем вы видите
отличие «евангельских» и «московских» глав?
- Что передает
Булгаков через образ Иешуа?
- Что за человек Пилат
в изображении Булгакова?
- Какое дело нам,
людям ХХI века, до трагического
духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата?
Группа ПСИХОЛОГИ
- Как в романе связаны
между собой темы любви и творчества?
- Что роднит мастера и
М.Булгакова?
- Как повлияли на
героя бесчеловечные обстоятельства его жизни?
- Как попадает мастер
в клинику Стравинского? Какой символический смысл вкладывает Булгаков в
изображение клиники?
- Каков приговор
мастеру? Как его объяснить?
- При помощи какого
приема Булгаков подчеркивает избранность, неповторимость Маргариты?
- Как в романе звучит
тема бессмертия? Почему при всей жестокости решения проблемы
ответственности человека автор не наказывает героя тьмой?
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР
И МАРГАРИТА»:
- Всепобеждающая сила любви и творчества.
- Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».
- Христианская проблематика в романе.
- Истинные и мнимые ценности в романе.
- Добро и зло в романе.
|