Цели:
1. Познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки,
масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).
2. Развивать эстетический вкус учащихся.
3. Работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон
учащихся.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Вы уже знаете, что у
древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме
жил Домовой, покровитель дома, в бане - Банник, а хозяином леса, покровителем
зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.
(Запись на доске и в тетрадях учащихся.)
Фольклор - устное народное творчество. Он сопровождал первую
пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские
обряды.
А что такое обряд? Это
совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь
религиозные представления или бытовые традиции.
Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых
различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что
если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их
песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим
видом народного творчества.
Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным
сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.
- Как вы знаете, начинается
год с красивого и веселого праздника. Как он называется? (Новый год,
Рождество.)
Начинались эти рождественско-новогодние
праздники колядованием.
Колядки - песни, в которых славились хозяева дома и содержались
пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.
2. Чтение статьи
учебника «Колядки» (с. 33-34).
3. Рассматривание иллюстрации – репродукции картины
«Масленица» Б. Кустодиева, чтение статьи учебника.
-
Когда
праздновалась Масленица?
-
Какова тема
масленичных песен?
Слово учителя. Продолжаем
знакомство с обрядовым фольклором: сегодня услышим песни весны, отведаем
выпеченных из теста жаворонков и куликов, поводим хоровод у березки, «завьем
бороду» из стеблей собранного урожая. Без помощников мне здесь никак не
обойтись.
Итак, закончились
рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица,
пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки. Их не пели, а кликали
(выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну
и расставались с зимой.
4. Исполнение веснянки (инсценировка).
Выходит подготовленная группа учащихся: впереди – Весна с лукошком, в котором
лежат выпеченные из теста птички, за ней -3-4 ученика с прикрепленными на нитки
«птичками»; они подкидывают этих вестников весны, чтобы они «летели» по ветру,
и выкликают:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
- Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.
(Учитель
комментирует действия ребят. Исполнители веснянки угощают всех выпечкой.)
5. Празднование Троицы (инсценировка).
Учитель. Расцвела земля-матушка,
зазеленела белоствольная красавица, повели вокруг березоньки девицы красные
хороводы.
(Выходит следующая
подготовленная группа, девочки водят хоровод под песню «Во поле березка
стояла...»)
Праздник этот на Руси
назывался Троицей. Связан он был с расцветающей, входящей в силу природой.
Давайте почитаем, как же он отмечался.
Чтение
статьи учебника (с. 36).
6. Обряды окончания жатвы
(инсценировка). Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором
урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.
Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть
стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела.
(Третья подготовленная
группа демонстрирует свои веночки из колосьев.)
После этого катались по жатве,
чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом,
распевая песни, торжественно шли домой.
(Дети с колосьями читают по ролям.)
1-й ученик.
Жали мы, жали,
Жали-пожинали, -
Жнем молодые,
Серпы золотые.
Нива долговая,
Постать широкая;
2-й
ученик.
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
1-й
ученик.
И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
2-й
ученик.
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти.
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти –
Колосом махати!
1-й
ученик.
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!
7. Словарная работа. Записать в тетрадях:
долговая - длинная;
постать -
обработанное поле;
аржаное жито - рожь.
II. Проверка
домашнего задания.
Домашние индивидуальные задания:
а) Исполнение масленичных песен заранее
подготовленными учащимися;
б) Рассматривание
рисунков с изображением праздника.
в) Конкурс на лучшее исполнение колядок и
масленичных песен (по выбору учащихся).
III. Обобщение по
теме.
Беседа по вопросам:
-
Символом каких
песен была березка? Когда они исполнялись?
-
Какие
календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Когда они
исполнялись?
- Обратите внимание на нежность, музыкальность
песен; найдите повторы, обращения, эпитеты.
- Объясните
значение слов:
жито (всякий
хлеб в зерне или на корню);
толокно
(мука из поджаренного (предварительно
заваренного) очищенного овса);
лапти
(плетеная обувь из лыка, охватывающая
только ступню ноги);
серп (ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного
ножа для срезания хлебных злаков с корня);
жать (срезать
под корень).
Подготовка и выразительное чтение одной из песен.
IV. Подведение
итогов урока.
Домашнее задание:
|