Цели: познакомить
с писателем (1871-1919), его интересом к жизни простых обездоленных людей;
отметить авторское сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть
ценности, таящиеся внутри человека.
Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение,
аналитическая беседа.
Словарная работа:
Ход урока
I. Организационный момент. (опрос наизусть отрывка
из легенды о Данко)
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение
новой темы.
1. С л о в о учителя.
Три больших
имени - А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев - обозначили пути развития
русской прозы в начале XX в. Два имени вам уже
известны. Сегодня - наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился
в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.
Талант
Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л.
Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г.
Короленко, и многие другие писатели.
Леонид Андреев выступает в защиту слабых и
обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания
детства и юности писателя.
- Чем интересен характер писателя? О каких
особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович
Чуковский?
2. Работа по учебнику: чтение статьи «Люди и книги»
- Какова особенность ранних произведений Андреева? (С. 109, 2-й
абз.)
Учитель. Да,
ранние произведения писателя проникнуты гуманизмом.
Автор выступает в защиту слабых и обездоленных.
Вот один из его рассказов -
«Бергамот и Гараська». Последний пьяница-босяк, которого постоянно преследовал
городовой Бергамот. И вот этот самый
Бергамот приглашает Гараську на праздник, на Пасху, к себе домой, угощает обедом. И в этом пьянице просыпается
чувство собственного достоинства, когда его первый раз в жизни называют по имени и отчеству. Он плачет. В рассказе «Петька
на даче» повествуется о жизни десятилетнего кухаркиного сына, попавшего
на дачу и впервые увидевшего природу в ее
первозданной красе. Но любоваться ею ему некогда: он служит в
парикмахерской и ежедневно слышит один и тот же отрывистый крик: «Мальчик,
воды!» И мы видим уже не мальчика, а
маленького, сморщенного старичка.
Задание: зачитать
строчки, которые говорят о том, что Андреев думал не только о своем благополучии? (С. 111, 1-й абз., сверху.)
Чтение рассказа
«Кусака» учителем (I глава).
Беседа по
вопросам
В ы в о д. Л. Андреев - тонкий психолог не только человеческой души;
он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то
уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими
поступками.
IV. Подведение
итогов урока.
- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ
«Кусака»?
- Можно ли сказать об авторском отношении к
событиям?
Домашнее
задание: (по группам):
I группа-
составьте выборочный пересказ на тему
«История Кусаки»;
II группа- подготовьте диалог на
тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;
III г р у п п а - напишите отзыв о рассказе;
IV
г р у п п а -
подготовьте иллюстрации к рассказу.
Беседа по вопросам.
Как начинается рассказ «Кусака»?
- ( О
живом существе без крыши, без еды, без имени.)
Что отличало ее от
дворовых собак?
-
(«...Принадлежностью к дому», возможностью
общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то
есть собака должна иметь хозяина, должна
иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)
Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»?
-
(Измученная одиночеством и неприкаянностью,
она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который
вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он жe ткнул
ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко
подметил то, что должна чувствовать собака - обиду. И с тех пор она не
доверяла людям.)
Задание: прокомментировать
строчки: «...но сквозь злобу проглядывало
некоторое довольство собой и даже гордость».
(Она не бесцельно бегает и лает, она нужна,
она делает то, что должна делать всякая собака.)
Рассказать о первом знакомстве
девочки с собакой
Почему
она не оставила своего места, а осталась под террасой?
(«Люди... беспомощны и не страшны... А тревожных звуков было
много...»)
-
Что удерживало собаку на
расстоянии от людей?
.
Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для
нее движении по опыту. И вот она преодолела свой
страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое
существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного
от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала...»
Почему
«расцвела Кусака»? «...она
принадлежала людям и могла им служитъ».)
-
Что изменилось в ее внешности?
Как она выражала свой восторг, любовь и
благодарность людям?
Кто задумался о судьбе Кусаки? «Жалко», - повторила
Леля, готовая заплакать», «Жалко», - повторила Леля, но не заплакала».
- Чем отличаются эти фразы!
(Ох, уж эти взрослые! Мама
сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но
постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры
человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность,
безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)
Задание : зачитать конец IX главы.
(Будто бы из века в век кочует издевательство над
теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те
же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому
у тех же людей.)
Когда
Кусака почувствовала беду?.
Когда
пришли незнакомые люди, Кусака
убежала, «смутно предчувствуя беду».
Предчувствие беды погнало ее
на станцию, потом подняться па террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в
стеклянную дверь и поскрести когтями». «...в комнатах тоже было пусто...».
Пусто стало и в душе собаки: она все
поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно,
настойчиво и безнадежно». Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой,
где его ждли, к теплу, к любящему сердцу.)
В чем проявилось мастерство писателя при описании
природы? Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной
ночи, неприветливое небо, борьба
света с тьмою - все это
обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)
|